«Если чувства будут не истинны, то и весь наш разум окажется ложным» Лукреций
Разум и чувство. Важнейшие составляющие внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Они могут находиться в гармонии, а могут – противоборствовать, порождая внутренний конфликт личности. Может ли человек жить в гармонии с собой и окружающими, опираясь только на доводы рассудка, просчитывая каждый свой шаг, анализируя действия, выискивая наиболее благоприятный вариант развития событий… и отказывая голосу сердца в праве на существование? В своем сочинении я попробую ответить на этот вопрос.
Данко и Ларра, Базаров и Кирсанов, Раскольников и Соня Мармеладова - эти и многие другие герои часто оказывались перед сложным выбором между душевным порывом и здравым смыслом. Не стал исключением и главный герой рассказа А.И.Куприна «Анафема» отец Олимпий. Кульминация произведения - момент сложного выбора протодьякона. Можно было бы понять героя, если бы, внимая доводам рассудка, он выполнил свои должностные обязанности: «по распоряжению преосвященнейшего владыки анафемствовал болярина Льва Толстого», потрясая кадилом, пропел бы «да истребится от земли память его». Но отец Олимпий помнит бессонную ночь, своё восхищение повестью, помнит, как «умилялся и плакал он над «прелестными строчками», которые пробудили в нём самые искренние чувства». Душа его, сердце, не терпящие злобы, мщения и наказания писателя, не позволяют герою своих чувств. Восхищение вызывает герой, который не смог в угоду доводам разума (на кону любимая работа, возможная карьера, безбедное существование!) переступить через собственные искренние чувства.
Для того чтобы разобраться, может ли человек ощущать внутреннюю гармонию, отказавшись от эмоций, чувств в пользу своей идеи, обратимся к произведению Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Перед нами герой, цель которого - проверить на практике свою теорию. Родиону Раскольникову важно понять, к какому разряду людей он относится: к обыкновенным, низшим, или к необыкновенным, которым «позволено перешагнуть через кровь» ради своей идеи. Кто знает, пошел бы герой «проверять» свою идею, убил бы старуху-процентщицу и ее сестру, если бы не отказался от присущих ему доброты, сострадания, жалости (в том, что герой именно такой человек, убеждает нас его страшный сон из детских воспоминаний)! Писатель показывает, как страдает Раскольников и перед преступлением, и после него, как тяжело жить ему, мучаясь от неразрешенных вопросов. Действительно, «ничтожен и мертв» герой, решивший отказаться от чувств в пользу разума.
Разум и чувство. Закончить свои рассуждения об их взаимодействии мне бы хотелось высказыванием французского писателя Сент-Экзюпери: «Разум обретает ценность лишь тогда, когда он служит любви». Я считаю, что человек не может жить, руководствуясь чем-то одним, ведь здравый смысл и душевные порывы - это две силы, которые, как сказал Белинский, «мертвы и ничтожны одна без другой».