Сочинение ЕГЭ. Р. А. Дощинский 2026. Вариант 14. Как человек воспринимает природу? По М. М. Пришвину
Как человек воспринимает природу? Именно этот вопрос в центре внимания русского писателя М. М. Пришвина. Автор считает, что часто люди человеческие взаимоотношения переносят и на явления природы, ставя знак равенства между собой и живыми существами, животными и птицами, растениями и деревьями, но не всегда это так.
Раскрывая свою позицию, писатель воспроизводит мнение учёных-лесоводов, которые делили растения на два типа: светолюбивые и тенелюбивые, невольно перенося с человеческих отношений мысль свою на деревья. Но затем исследователи выяснили, что тенелюбивая ель любит свет «не меньше деревьев-господ». Просто ёлка боится на свету ожогов мороза и поэтому прячется в тень. В то же время сближение деревьев и людей возможно. Например, если распилить ствол дерева, то на срезе годового прироста можно определить год, благоприятный для роста дерева, а также год тощий. Точно так же бывает и у людей: урожайные и голодные годы. Солнце светит для всех одинаково: и для деревьев, и для людей. Таким образом, из этого примера выявляется сходство человеческих отношений и явлений природы.
Далее автор размышляет о том, что между природой и человеком существует и неравенство. С одной стороны, люди и растения дорожат светом солнца, борются за него, а тень происходит «от нас самих». Борьба растений в лесу происходит за место под солнцем, каждое дерево стремится быть поближе к источнику света. Автор приводит яркий пример с великаном-сосной. Когда сосна упала, всё вокруг стало меняться. В освободившееся пространство хлынул яркий солнечный свет. А знаменитая столетняя ёлочка наводила на мысль о людях, которым «вдруг нечаянно доставалось незаслуженное богатство, и редко кому оно шло на пользу». Но с ёлочкой всё произошло ровно наоборот. Сначала она ослепла от яркого света, но выдержала борьбу за жизнь, не погибла, а вновь стала свежей и зелёной. Этот пример явно говорит о том, что не всегда между человеком и природой существует равенство.
Оба примера противопоставлены друг другу. В одном случае представлено сходство между человеческой жизнью и жизнью растений и деревьев. А в другом случае, напротив, показано различие между людьми и деревьями.
Позиция автора мне близка. Действительно, человек и природа диалектически связаны, между ними существует не только сходство, но и различие, поэтому нельзя бездумно переносить на явления окружающего мира человеческие взаимоотношения.
Для подтверждения своей позиции приведу пример из рассказа М. М. Пришвина «Золотой луг». Мальчики ежедневно ходили на рыбалку через луг, заросший жёлтыми одуванчиками. Однажды они совершили открытие, когда рассмотрели внимательно цветок. Вечером луг был зелёным, потому что одуванчики сжимали свои жёлтые лепестки, как человек сжимал бы кулак, и выступали зелёные листья. А утром лепестки раскрывались, и луг становился золотым. Так неинтересные прежде цветки стали для детей интересными, потому что они ложились вместе с ними спать, а утром пробуждались.
В заключение хочу подчеркнуть, что наблюдения за природой могут многое открыть человеку, научить их добру. Между природой и человеком существует как сходство, так и различие.
Текст
(1)Когда-то учёные-лесоводы думали: есть растения светолюбивые, вроде берёзки или сосны, и есть, как ёлка, тенелюбивые. (2)Так они и понимали: одни растения любят свет, другие какие-то любят тьму.
(3)Учёные люди, сами не зная того, с человеческих отношений перенесли мысль свою на деревья и разделили их на светолюбивые, вроде сосны и берёзы, и на тенелюбивые, как ёлка. (4)Когда же человеческие отношения изменились, то спала пелена с глаз и у лесоводов: оказалось, и ёлка любит свет не меньше деревьев-господ, но боится на свету ожогов мороза и оттого прячется в тень.
(5)В этом сближении людей и деревьев нет ничего особенного. (6)Стоит только распилить ствол дерева поперёк, сосчитать на срезе круги годового прироста, и часто оказывается: год, благоприятный для роста дерева, был и у людей урожайный, а тощий для дерева был голодным и у людей. (7)Для солнца всё одинаково: что деревья, что люди, у тех и других для солнца природа одна.
(8)Другое выходит, когда люди переносят на природу такое, чего в ней нет: неравенство, как будто бы высшее установление.
(9)Вот почему, скорее всего, Антипыч постоянно нам всем с детства говорил, что солнце светит для всех одинаково.
(10)Спрашивали Антипыча:
— Откуда же тень?
— (11)Тень, — объяснял нам Антипыч, — берётся от нас самих. (12)Каждый из нас, всё равно, люди, растения или звери, дорожит светом солнца и спешит. (13)Каждому хочется перед другим скорее продвинуться к тёпленькому местечку на солнышке. (14)От нас самих приходит тень, а солнце всех любит ровно.
(15)Смешные были у нас деревенские мудрецы в лесах, но и мы, школьники, были не лучше. (16)Мы отвечали:
— А если солнце любит нас, то у него тоже должны быть любимцы: всех-то всех, а кого-нибудь любит больше.
— (17)Солнце всех любит ровно, — повторял Антипыч, — никого нет у него любимого, но каждый из нас думает, будто солнце любит всех ровно и только его самого любит больше, и оттого сам лезет вперёд. (18)Вот отчего в споре за место и рождается тень.
(19)И правда, только слепому не видно, что борьба деревьев и всяких растений в лесу бывает больше всего только за место своё к источнику света. (20)И особенно это состязание было заметно, когда пришли с Антипычем лесорубы к тому месту, где стояла великан-сосна. (21)Сотни лет на том месте, где росла великая сосна, всё было без перемен, но, когда упала она, всё стало быстро изменяться. (22)Свет великий, желанный и страшный ринулся в дыру лесного полога и начал внутри леса на поляне всё изменять, кому на счастье, кому на гибель.
(23)Золотые стрелы света летели неустанно, непрерывно падали на светолюбивые травы. (24)И мы все, у кого были на это глаза, видели, как у растений открывались глазки, подобные солнцу, с белыми, голубыми, красными и всякими лучами. (25)И даже знаменитая Васина ёлочка, столетняя и маленькая, уродливая, в бледно-зелёных лишаях, открывалась на весь великий свет, и по виду невозможно было понять, что такое в ней самой происходит. (26)Ёлочка эта только наводила на мысль о тех людях, нам лично знакомых, кому вдруг нечаянно доставалось незаслуженное богатство, и редко кому оно шло на пользу, (27)Глядя на ёлку, все думали о человеческом счастье, но никто не мог видеть, что же происходило внутри неё самой под влиянием огромного света.
(28)Наш учитель нашёл в книгах справку о том, что дерево, внезапно выставленное на яркий свет, перестраивает свои теневыносливые клеточки на световыносливые и от этого на некоторое время слепнет. (29)Так и наша ёлочка в борьбе за новую жизнь на какое-то время, скорей всего, тоже ослепла.
(30)Не всякая ёлка выдерживает такую борьбу, и одно время некоторые сучки в лишаях стали так отпадать, будто лишаи тут же на свету и догрызают те сучки, на которых сами сидят. (31)А ещё хуже было, что некоторые другие сучки начали желтеть и хвоя на них осыпаться.
(32)Так и думали Антипыч с Васей, что этой затее пришёл конец и ёлка должна неминуемо скоро погибнуть. (ЗЗ)Но когда через несколько лет выдалась оказия быть в тех местах, решили посмотреть.
(34)И вот как это бывает иногда удивительно: думали, были уверены, что там, на полянке, теперь нет ничего, только пень великого дерева возле скелета столетней ёлочки в рост человека с поднятой вверх рукой. (35)Когда же подошли, то ещё издали увидели возле большого, как обеденный стол, пня деревце, хотя, конечно, и не великое, но совсем свежее и зелёное...
По М. М. Пришвину