Пример сочинения ЕГЭ-2024
Как человеку следует относиться к свободному времени? Такую проблему ставит автор предложенного текста Б.Л. Васильев.
Рассказчик повествует о том, как жила его семья. "Двое детей, мама, бабушка, тётя, ее дочь и кто-то еще занимались огородом, а в свободное от труда время проводили за интересными увлечениями. Никто в семье не одобрял безделье.
Родные рассказчика были трудолюбивы: ленивых людей они воспринимали "с отрицательным знаком". Кроме того, каждый в доме за занятиями повышал свой культурный уровень и воспитывал уважение к искусству.
Позже рассказчик с сожалением отмечает, что с тех пор отдых "превратился в самоцель". Современный человек пренебрегает полезными увлечениями и предпочитает проводить свободные часы за просмотром телевизора. Автор осуждает тех, кто работает "для того чтобы отдыхать". Такие люди не ценят собственное время и не уважают чужой труд. В них пробуждается "идеализация безделья" и "жажда приобретательства", презираемые автором.
Примеры-иллюстрации того, как люди относятся к свободному от труда времени, противопоставлены. Семья рассказчика воспринимает отдых как смену деятельности, а современный человек считает его целью труда и проводит за бесполезными занятиями.
Б. Л. Васильев убежден, что человеку стоит ценить свободное от работы время, не растрачивая его на просмотр телевизора или любой другой вид безделья. Автор призывает читателя отдыхать с пользой для ума.
Я согласна с автором: действительно, свободное время необходимо распределять грамотно, находить интересные увлечения, развивающие мышление. К таким относятся, например, посещение культурных мест. К несчастью, среди зрителей в театрах и кинотеатрах часто можно обнаружить тех, кто пришел исключительно с целью получить удовольствие. Такие люди громко разговаривают, едят, перемещаются по залу, проявляя неуважение к творцам. Посещение музеев, выставок, галерей станет полезным занятием лишь для того, кто научится понимать и ценить искусство, воспринимать его как способ познания мира, А не как пустое времяпрепровождение.
Умение распоряжаться свободным от работы или учебы временем рационально - полезный навык. Просмотр телевизора, ленты новостей в социальных сетях и другие бесцельные занятия понижают культурный уровень личности. Для развития человеку необходимо чередовать виды деятельности и иметь увлечения, требующие работы мозга.
(1)Порой мне с удивительной ясностью вспоминаются вечера моего раннего детства. (2)Наша большая даже по тем временам семья — двое детей, мама, бабушка, тетя, ее дочь и кто-то еще — жила на паёк отца и на его более чем скромную командирскую зарплату в тесном домике на Покровской горе, где ни у кого не было своей комнаты и никто, кроме меня, не спал в одиночестве. (3)При домишке был огород, которым занимались все, потому что речь шла о хлебе насущном. (4)И я знаю, как горят ладони, обожжённые свежевыполотой травой, с того трепетного возраста, которому уступают места в метро даже мужчины.
(5)Так вот, о вечерах. (6)Осенних или зимних, с бесконечными сумерками и желтым кругом керосиновой лампы. (7)Отец сапожничает, столярничает или слесарничает, восстанавливая и латая. (8)Мать и тетка тоже латают, штопают или перешивают. (9)Бабушка, как правило, тихо поскрипывает ручной мельницей, размалывая льняной или конопляный жмых, который добавляют в кулеш, оладьи или лепёшки, потому что хлеба не хватает. (10)Сёстры — Галя и Оля — попеременно читают вслух. (11)А я играю тут же, стараясь не шуметь. (12)Это обычный вечерний отдых. (13)И никто из нас и не подозревает, что можно развалиться в кресле, вытянув ноги, и, ничем не утруждая ни единую клеточку собственного мозга, часами глядеть в полированный ящик на чужую жизнь, будто в замочную скважину. (14)Для всех нас искусство — не только в процессе производства, но и в процессе потребления — серьёзный, исстари особо уважаемый труд. (15)И мы ещё не представляем, что литературу можно воспринимать глазея, зевая, закусывая, выпивая, болтая с соседкой. (16)Мы ещё с благоговением воспринимаем СЛОВО. (17)Для нас еще не существует понятия «отдых» в смысле абсолютного безделья. (18)И человек, который не трудится, заведомо воспринимается с отрицательным знаком, если он здоров и психически полноценен.
(19)В «Толковом словаре» Даля нет существительного «отдых», есть лишь глагол «отдыхать». (20)И это понятно: для народа, тяжким трудом взыскующего хлеб свой, отдых был чем-то промежуточным, сугубо второстепенным и несущественным. (21)Отдых для русского человека — равно крестьянина или интеллигента — всегда выражался в смене деятельности в полном соответствии с научным его пониманием.
(22)Я вырос в семье, где господствовал рациональный аскетизм: посуда — это то, из чего едят и пьют, мебель — на чем сидят или спят, одежда — для тепла, а дом — чтобы в нём жить, и ни для чего более. (23)Любимым присловьем моего отца было: «Не то важно, из чего пьёшь, а то — с кем пьёшь». (24)Из этого вовсе не следует, что отец «закладывал за воротник»: он не чурался рюмочки, но до войны — только по праздникам, а после оной — ещё и по воскресеньям. (25)Он был беспредельно жизнелюбив и столь же беспредельно гостеприимен, но глагол «пить» подразумевал для него существительное «чай». (26)Хорошо, если с мамиными пирогами, но пироги случались не часто.
(27)Принцип рационального аскетизма предполагает наличие необходимого и отсутствие того, без чего спокойно можно обойтись. (28)Правда, одно «излишество» у нас все же было: книги. (29)Отца часто переводили с места на место, и мы привыкли собираться. (30)Все переезды, как правило, совершались внезапно, громом среди ясного неба. (31)Отец приходил со службы, как обычно, и не с порога, не вдруг, а, сняв сапоги, ремни и оружие, умывшись и сев за стол, припоминал, точно мимоходом: «Да, меня переводят. (32)Выезжаем послезавтра».
(33)И начинались сборы, лишённые лихорадочной суматохи, потому что каждый знал, что делать. (34)Мне, например, полагалось укладывать книги. (35)Возникла эта особая ответственность, когда я был ростом с ящик, но и тогда никто не проверял моей работы: родители старомодно считали, что недоверие унижает человеческую личность.
(36)Это-то я теперь понял, что они так считали, а тогда, кряхтя и сопя — фолианты встречались! — осторожно снимал книги с полок, волок их к ящикам и старательно укладывал ряд за рядом. (37)И дело даже не в том, что мне доверяли упаковывать единственную ценность не только нашей семьи, но и вообще всего человечества.
(36)Это-то я теперь понял, что они так считали, а тогда, кряхтя и сопя — фолианты встречались! — осторожно снимал книги с полок, волок их к ящикам и старательно укладывал ряд за рядом. (37)И дело даже не в том, что мне доверяли упаковывать единственную ценность не только нашей семьи, но и вообще всего человечества, как я тогда сообразил, — дело в том, что я физически, до пота и ломоты в неокрепших мускулах ощущал эту великую ценность. (38)Я по детскому, первому, а следовательно, и самому прочному опыту узнал, сколь весом человеческий труд, завещанный людям на века. (39)И, становясь перед книгами на колени — иначе ведь не упакуешь, — я ещё бессознательно, еще не понимая, но уже чувствуя, становился на колени перед светлыми гениями всех времен и народов.
(40)...Кажется, я так и остался стоять на коленях перед Литературой.
По Б. Л. Васильеву
Балл: 21/21 по ЕГЭ-2024
Источник: Волкова РуЛит