Сочинение ЕГЭ:
Абзац 1. Русский язык… Как много связано с ним в нашей жизни! Это национальное достояние, сокровищница русских обычаев, традиций, составная часть русской культуры. О русском языке рассуждает Л.Пирожкова в предложенном тексте.
Абзац 2. В статье представлена точка зрения автора на важные для человека вопросы. С чем связано ощущение катастрофической порчи языка? Как избежать безграмотности речи? С этими вопросами связана проблема текста.
Абзац 3. Аргумент1: Опровергая мнение, что « в речи главное, «чтобы тебя понимали», Пирожкова говорит о речевом портрете личности, который характеризует человека лучше, чем фотография. Комментарий к 1 аргументу: Несомненно, наша речь отражает суть личности. С помощью того, как человек говорит, собеседник может оценить уровень его воспитанности, его интеллектуального развития.
Абзац 4. Аргумент 2. Поясняя свое мнение, ученый-лингвист приводит пример с использование слова «кофе». Автор статьи утверждает, что интеллигентный человек употребляет это слово верно. Если же оно будет произнесено с ошибкой, то слушатели запомнят именно эту ошибку в речи говорящего. Комментарий к 2 аргументу. Так этот пример ещё раз подтверждает, как важна правильность речи для любого из нас, если мы хотим выглядеть умным, культурным человеком
Абзац 5. Связь и ее объяснение. Используя пояснительную связь, Пирожкова раскрывает значимость грамотной, нормированной речи для каждого человека и объясняет свое тревожное ощущение, вызванное катастрофической порчей языка.
Абзац 6. Позиция автора. Ученый лингвист приводит читателя к мысли о том, что нужно формировать свой речевой портрет, следить за речью, обогащая ее, избегая примитивизма и ошибок.
Абзац 7. Свое отношение. Нельзя не согласиться с позицией автора статьи, потому что речь – это отражение сути человека. При этом нельзя не вспомнить «Письма о добром и прекрасном» Д.С.Лихачева. В них он утверждает, что « язык – важная часть нашего общего поведения» Эта мысль ученого перекликается с мнение автора предложенной статьи.
Абзац 8. Вывод. Таким образом, вопрос, затронутый Л. Пирожковой, важен для современного человека , задумывающегося о том, какое впечатление он может произвести своим поведением и своей речью.
Текст
(1) Многие из нас испытывают тревожное ощущение катастрофической порчи языка. (2) Дело в том, что мы живём в мире с очень широкой и притом агрессивной языковой средой: телевидение, радио, газеты, Интернет… (3) Кто посещал хоть один чат или телеконференцию, не мог не поразиться вопиющей безграмотности. (4) Происходит стирание границ между разными стилистическими пластами, очевидным стало терпимое отношение к «низкой» лексике.
(5) Многие считают, что главное — «чтобы тебя понимали». (6) Но действительно ли этого достаточно? (7) Учёные утверждают, что огромное влияние на межличностные отношения оказывает так называемый речевой портрет личности. (8) Надо признать: наши фотографии могут быть не такими выразительными, точно нас характеризующими, нежели наш собственный речевой портрет. (9) И, что важно, его не спрячешь в альбоме. (10) Слово не воробей: вылетит — не поймаешь!
(11) Не всё ли равно — кофе чёрный или чёрное? (12) Тем более что вроде бы можно и так и этак. (13) Действительно, если на рынке мы увидим ценник «Чёрное (натуральное, молотое и т. п.) кофе», то можем и не обратить внимания на него. (14) А вот если мы услышим это от человека, которого считаем умным, интеллигентным, много знающим, то наш речевой слух сразу отметит несоответствие наших ожиданий и речи собеседника. (15) И вот ведь «несправедливость»: ошибки оказываются сильнее всей речи, может и правильной, и уместной, и выразительной! (16) Слушатели особенно запомнят именно ошибку.
(17) Так что же делать? (18) Как быть с собственным речевым портретом? (19) Нет другого пути, кроме как бережно выращивать его, избегая примитивизма, избавляясь от слов-сорняков, ошибок и речевой небрежности, обогащая собственный арсенал выразительности.
По Л. Пирожковой