Логотип сайта

Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ

  • Главная
  • Информация о сайте
  • Сочинения ЕГЭ
  • Выпускное сочинение
  • Поиск по сайту

Как природа влияет на человека? По тексту М. П. Арцыбашева

Категория: Сочинения ЕГЭ

Сочинение ЕГЭ-2026. Р. А. Дощинский. Вариант 4. Как природа влияет на человека? По тексту М. П. Арцыбашева

Как природа влияет на человека? Именно этот вопрос интересует автора текста Михаила Петровича Арцыбашева. Писатель считает, что природа благотворно влияет на человека; её красота вызывает восхищение, создаёт в душе гармонию. Таинственная и торжественная тишина леса рождает в сознании глубокие мысли о сущности бытия.

Раскрывая свою позицию, автор знакомит читателя со своим героем – студентом Веригиным, который не очень хорошо знал лес, но внимательно наблюдал за всем происходящим в лесной чащобе. Наблюдая за жучком, хлопотливо ползущим куда-то вверх по стеблю, молодой человек чувствовал, что этой картины веет «твердым знанием чего-то своего - мудрого, серьезного и нужного». Приглядываясь и прислушиваясь ко всему, Веригин задаётся вопросом: «Отчего это каждый человек, как только попадает в лес или поле, начинает думать и говорить, что вся его жизнь была ошибкой и настоящее счастье   только   здесь, среди   природы, в простом, немудрствующем существовании?..» Таким образом, общение с природой вызывает в человеке размышления о смысле своего существования, стремление жить в гармоничной связи с лесом, полем, деревьями и травами. Природа не просто дачное удовольствие, нельзя смотреть на неё снисходительно, свысока, она учит наблюдательного человека добру, красоте, простоте и правде.

Размышляя о сущности природы, автор описывает встречу героя с зайцем. Веригин со стороны наблюдает за зайцем, пытаясь не выдать своего присутствия. Когда осторожный зверёк убеждается в том, что ничто ему не угрожает, он начинает от счастья прыгать, кувыркаться, вертеться колесом, вероятно, ошалев «от радости светлого утра и полной безопасности». Эта картина вызывает в студенте и улыбку, и сожаление, потому что «зверек был и смешон и жалок в своей наивной, кроткой радости, не подозревая, что смерть стоит тут же за деревом». Таким образом, наблюдения за природой вызывают в человеке самые разнообразные мысли и чувства, в частности, сострадание к живым существам.

Оба примера относятся друг к другу как общее и частное. Сначала герой размышляет о воздействии леса на размышления человека о смысле своей жизни, затем конкретное наблюдение за зайцем вызывает чувство жалости ко всему живому. 

Я полностью поддерживаю позицию автора. Действительно, природа играет положительную роль в жизни человека, она даёт ему уроки добра и любви к окружающему миру.

Для подтверждения верности своей позиции приведу пример из стихотворения А. А. Фета «Учись у них, у дуба, у берёзы…». Лирический герой призывает учиться у дуба и берёзы мужеству и вере в победу добра. Зимой они терпят холод и верят, что скоро промчится «гений весны».

В заключение ещё раз подчеркну, что человек не должен разрывать связь с природой, жить с ней в гармоничном единстве.


Текст


1)Ни один листик не шевелился кругом, а их были миллиарды, и каждый был насквозь пронизан светом и теплом. (2)Под ногами шуршали жёсткие иглы травы, пробившейся сквозь многолетнюю сухую листву, по которой мягко и странно было идти, точно под нею были упругие и сильные пружины. (З)Пахло листвою, мхом и грибной сыростью. (4)Впереди, позади, по сторонам был лес: зелёное море листьев, веток, мхов, могучих стволов; и золотым дождём сеялись повсюду солнечные лучи, как будто звучащие какой-то неслышимой благодатной музыкой. (5)Кругом торжественная, таинственная тишина, и тишине этой не мешали далёкое звонкое кукование кукушки, чуть слышный стук дятла, долетавший откуда-то снизу, из невидимого в чаще глубокого сырого оврага, и непрестанное, дружное рабочее гудение миллионов насекомых, ползавших, скакавших и летавших в траве, по деревьям, на освещённых ярким солнцем и отблеском голубого неба полянах.

(6)Жизнь, крепкая и упорная, как рост векового дуба, была вокруг, и от каждого едва видного жучка, хлопотливо ползущего куда-то вверх по стеблю, веяло твёрдым знанием чего-то своего — мудрого, серьёзного и нужного.

(7)Студент Веригин, ещё очень молодой человек, с сухими и широкими плечами, за которыми торчало тонкое дуло ружья, в высоких сапогах и полинялой розовой рубахе, один шёл по лесу, широко шагая, приглядываясь и прислушиваясь ко всему. (8)Из-под старой студенческой фуражки курчавились очень светлые и жёсткие волосы, серые глаза смотрели уверенно и прямо, но по тому, как пристально он всматривался в зелёную чащу и как старался не сбиться с едва намеченной тропки, местами совсем пропадавшей в кустах, было видно, что в лесу он человек новый, не знает его и бессознательно боится этой зелёной глубины.

(9)На опушке большой поляны Веригин остановился, (10)Здесь было так много солнца и трава была такая яркая, что глазам и радостно, и больно было глядеть.

(11)Веригину захотелось лечь на траву и растянуться так, чтобы каждым атомом своего существа впитывать в себя тепло и свежесть этой удивительной первобытной земли.

(12)Он лёг на спину, раскинул руки и ноги, будто в самом деле хотел захватить побольше земли, и закрыл глаза, сразу погрузившись в какой-то светлый золотистый мрак и тихую, гудящую и жужжащую музыку. (13)Веки закрытых глаз сами собой трепетали под тёплым светом, от кончиков ног по спине до затылка тянулась и обволакивала всё тело сладкая ленивая истома, а в ушах непрерывно стояла эта музыка и то сливалась в одну густую дрожащую, точно мёдом налитую, ноту, то распадалась на целый хор каких-то потрескивающих, позванивающих и шепчущих звуков. (14)Иногда над самым ухом что-то заводило свою особливую песенку, и тогда казалось, что это кто-то подкрался к нему, смотрит из-за густой травы зелёными лесными глазами и говорит что-то одно и то же, очень важное и серьёзное на своём непонятном, нечеловеческом языке.

(15)Какие-то ленивые и смутные мысли наплывали и тянулись в голове без конца.

(16)Лес, лес... — машинально думал Веригин. — (17)В конце концов, и в самом деле, всё чепуха, а самое главное, единственно нужное — это лес, земля, небо и солнце!.. (18)Лес!.. (19)Кажется, прислушаться получше — и поймёшь что-то... (20)Лес!.. (21)Отчего это каждый человек, как только попадёт в лес или поле, начинает думать и говорить, что вся его жизнь была ошибкой и настоящее счастье только здесь, среди природы, в простом, немудрствующем существовании?.. (22)И ведь каждый знает, что не проживёт здесь и трёх дней!.. (23)Проклинаем культуру, ругаем людей, а сами жить без них не можем!.. (24)Странно, есть тут какое-то недоразумение!.. (25)Ведь вот как ясно чувствуешь, что счастье где-то здесь, близко, а поймать его не можешь. (26)И поймаешь, а не удержишь, и скучно, и тянет к людям, городам!.. (27)Мы думаем, что природа — это только дачное удовольствие, и когда смотрим на какую-нибудь козявку, то уверены, что нам до неё, в сущности, никакого дела нет!.. (28)Мы, эгоисты, углубились в своё человеческое, а природу только снисходительно допускаем!..»

(29)Веригин подобрал сумку, вскинул на плечо ружьё и отдохнувшими лёгкими ногами зашагал дальше...

(30)Уже все деревья были облиты радостным золотистым светом, и роса блестела тысячами искрящихся бриллиантов, когда Веригин, задумчиво шедший по лесу, вдруг остановился.

(31)Робкими и мелкими шажками, пробираясь по полянке, ковылял перед ним серый зайчик. (32)Его непомерно длинные уши были плотно прижаты к спине и нервно шевелились, сзади торчал куцый хвостик, и казалось, что заяц нарочно стал на четвереньки.

(33)Было у Веригина невольное движение за ружьём, но что-то остановило его, и, затаив дыхание, неподвижно стоя, он смотрел, что будет делать забавный зверёк.

(34)Выбравшись на середину поляны, заяц сел и осторожно вытянулся, высоко подняв над головой длинные уши и прижав к беловатому животику короткие передние лапки. (35)С минуту он чутко прислушивался, чуть заметно поворачивая уши из стороны в сторону. (З6)Веригину было видно, как часто-часто дрожит его нежный носик, принюхиваясь к подозрительным запахам. (37)Но Веригин стоял за деревом, не на ветру.

(38)В лесу уже повсюду звенел и трещал птичий гомон. (39)Листья и трава прозрачно золотились в свету. (40)Небо было чисто и ясно — ни одного облачка!

(41)3аяц шевельнулся. (42)Он, должно быть, убедился, что никого нет кругом и никакая опасность ему не угрожает. (43)На минутку он даже как-то осел, выставив животик и зажмурившись от удовольствия. (44)И вдруг, неожиданно сорвавшись с места, прыгнул, перекувырнулся, растянулся в траве и завертелся колесом.

(45)Было так зелено, так светло, так радостно кругом. (46)3аяц, как сумасшедший, прыгал, скакал, махал лапками, кувыркался через голову. (47)Он, очевидно, ошалел от радости светлого утра и полной безопасности.

(48)Веригин едва не расхохотался, глядя на его ужимки и прыжки. (49)Бедный, безобидный, самый загнанный из всех, зверёк был и смешон, и трогателен в своей наивной, кроткой радости, не подозревая, что кто-то стоит за деревом

(50)Вдруг он остановился, стал на задние лапки и замер, мгновенно превратившись в олицетворённый испуг. (51)Уши торчком, глаза настороже и часто-часто дрожащий носик.

(52)Гулкий выстрел раздался где-то вдали и прокатился по лесу. (53)Испуганный заяц отчаянным скачком бросился в кусты.

По М. П. Арцыбашеву

Похожие материалы
  • Панорама Москвы.. М.Ю. Лермонтова..
  • "Москва не есть обыкновенный большой город..."
  • Проблема роли наставника, учителя...По Е. Лаптеву
  • Комментарий проблемы по тексту В.Некрасова...
  • Литературные аргументы. Проблема взяточничества.
  • Проблема отсутствия веры. По В. Захарову
  • Проблема воздействия СМИ. Аргументы
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Оценка: 5.0 из 1

💬 Чат ЕГЭ В Telegram. Вступить

Copyright Vopvet.Ru © 2025 Хостинг от uWeb