Как развить воображение у школьников?
Воображение - важное жизненное умение представлять образы, которых нет в реальности. Они могут быть взяты из прошлого опыта или полностью придуманы человеком. Благодаря воображению, ученые совершают разные открытия, писатели и поэты создают литературные произведения, художники пишут картины, композиторы – музыку. Чтобы успешно учиться, школьникам всех классов необходимо иметь достаточно развитое воображение.
Виды воображения
Способы развития воображения у школьников.
Способность к воображению не является врожденной, ее необходимо развивать на всем протяжении человеческой жизни. Оно зависит от накопленных знаний и жизненного опыта. Легче всего развить воображение в детском и подростковом возрасте.
1. Убедить учащихся, что способность к воображению и фантазиям – полезное и нужное качество, отличающееся от преднамеренной лжи. Младших школьников следует обучать в игровой форме, следить, чтобы они испытывали яркие и разнообразные эмоции. Необходимо вызвать у детей интерес к занятиям.
2. Поощрять детей фантазировать можно с помощью вопросов. Например: «Если бы ты стал добрым волшебником, что бы ты сделал?» При этом полезно ставить ребят в затруднительные ситуации: «Как выжить на необитаемом острове?» Можно придумывать вместе с детьми сказки и интересные истории.
3. Хорошую почву для развития детского воображения дает чтение фантастической литературы. Младшеклассники с удовольствием прочтут сказки и былины. Школьникам средних и старших классов можно рекомендовать приключенческие и научно-фантастические романы Жюля Верна, Стругацких, Беляева и т.д.
4. Для тренировки фантазии и развития воображения психологи разработали различные игры.
Чаще всего при работе с учащимися начальной школы используют игру: «Увеличим – уменьшим». Детей просят представить волшебника, который подарил им волшебную палочку. С помощью нее можно уменьшать или увеличивать людей, какие-либо предметы, явления и свойства. Обычно школьники хотят уменьшить продолжительность уроков, объем домашних заданий. Но нужно всегда спрашивать: «А что из этого получится? Кто выиграет от такого уменьшения?» Полезно пофантазировать: «Что будет, если у человека удлиняться руки?» Он сможет достать плоды, не залезая на дерево; не вставая с дивана, выключить телевизор и т.п. Всегда следует задумываться, что хорошего и что плохого будет от уменьшения или увеличения.
5. Написание сочинений на свободную тему – отличный способ развития воображения учеников. Такие сочинения задают как в начальной, так и в средней школе.
Тему сочинения дают учителя, либо ее придумывают сами школьники. Для его успешного написания рекомендуется хорошо изучить предмет, либо явление, о котором надо написать. Это может быть природный объект, любимое время года, какая-либо жизненная ситуация, отзыв о прочитанной книге или просмотренном кинофильме. Иногда требуется описать впечатления о путешествии, либо походе в музей. Далее учащиеся составляют план сочинения, в котором обязательны введение, основная часть и заключение. Плоды своего воображения школьники должны уместить в эти пункты.
Таким образом, хорошее воображение необходимо для успешной учебы школьников всех возрастов. Его можно развить с помощью специальных игр и учебных заданий.