Почему дети могут начать учиться плохо и как с этим справиться?
Родители достаточно часто сталкиваются с такой проблемой в обучении ребенка, как "скатывание" с хороших оценок на плохие. И не всегда решают её так, как следовало бы. Чтобы помочь школьнику учиться на "отлично", нужно понять, что привело к снижению его успеваемости. Этому может послужить несколько причин, каждую из которых можно увидеть ниже.
Самой важной причиной, в большинстве случаев, является отношение родителей к учебе. У детей на первом месте, в качестве примера для подражания, всегда стоят родители. И если они только и делают, что вечно ругают за плохие оценки, то ребенок начинает испытывать сильный стресс, ругать себя за плохие оценки и только ухудшать ситуацию. Вместо того, чтобы делать выговоры, лучше определить, по какой причине предмет не дается школьнику. Дело может быть как в том, что это просто не тот предмет, который нравится ребенку, как и в том, что учитель не достаточно хорошо и понятно объясняет материал. В обоих случаях родители могут сами постараться объяснить материал, который остается непонятым, или же попросить преподавателя по-больше посидеть именно с этим ребенком, чтобы он точно смог получить потом хорошую оценку.
Помимо родителей на успеваемость в школе влияет окружение. Переходя из одного класса в другой дети сталкиваются с разными проблемами взросления: тут могут быть и драки, и неразделенная любовь, и даже буллинг. Всё это очень сильно влияет на состояние ребёнка. И, конечно же, родители в данном случае должны помочь своему малышу справиться со всеми прелестями школы. Нужно объяснить, что одноклассники не всегда могут действовать рационально и так, чтобы никто потом не плакал. Не все задумываются о последствиях своих слов или поступков, но это с возрастом осознание приходит, так что горевать по этому поводу точно не надо.
Но окружение не обязательно должно именно так влиять на оценки учащегося. Оно же может перейти на первый план, в качестве социального. То есть, ребенок становится более заинтересованным в том, чтобы хорошо провести время на уроке с одноклассниками, а не чтобы запомнить изученный материал. Обычно в таких случаях детей просто ругают за разговоры на уроке, но на самом деле нужно показать, что школа — это не только общение с друзьями, но работа над собой и своей успеваемостью.
И, пожалуй, последняя причина отсутствия хороших оценок — изменение требований к ребенку со стороны школы. С каждым годом от учеников требуют все большего и большего. Поэтому с каждым годом нужно прикладывать все больше усилий, чтобы заслужить "пятёрку". Некоторые же дети, переходя из начальной школы в среднюю, иногда думают, что оценка выставляется в зависимости от того, какие они люди, какую личность из себя представляют. Если вовремя не объяснить, что оценки никак не влияет на то, какой учащийся человек, то он может перестать видеть смысл учиться и потеряет какую-либо мотивацию.
Есть несколько пунктов, благодаря которым риск ухудшения оценок можно обойти стороной. По большей части этим должна заниматься школа, но родители тоже могут обратить на это внимание. Например, важно понять, что именно интересно ребёнку. Будь то чтение, математика, работа с компьютером или рисование. Важно уделять внимание тому, что нравится учащемуся, стараться быть заинтересованным в его творчестве и всячески поощрять всё, что делает ребёнок. Это помогает школьнику развиться как личности, так как акцент на его сильные стороны и то, что не вызывает затруднений.
Похожее по смыслу, но все же отличающееся требование — снижение требований по тем предметам, в которых учениках не заинтересован. Если математика идёт хорошо, а вот с написанием сочинений по литературе явный напряг, значит нужно позволить уменьшить нагрузку по литературному чтению и позволить больше заниматься вычислениями и геометрическими задачами. Бессмысленно просить ребёнка идеально выполнять задания по тем предметам, которые им совсем не нравятся, это только вгоняет в стрессовую ситуацию. Лучше понять, что нужно сделать, чтобы достигнуть минимального удовлетворительного результата по уроку, с которым есть затруднения.
Но не всегда нужно прямо вмешиваться в обучение, чтобы добиться лучших результатов. Многие дети любят чувствовать, что они справляются со сложными задачами без помощи взрослых. Это может пойти на руку, если как следует объяснить, почему важно получать положительные оценки по всем предметам. Например, родитель всегда может договориться с ребенком, что тот будет каждый день писать по 5 примеров в тетрадке, без жесткого контроля, потому что ему доверяют. Тогда появляется стимул выполнить обещанное как можно лучше, чтобы не подвести родителей. Не все дети сразу же понимают, что задание нужно выполнять полностью и не халтурить. В таких случаях нужно еще раз объяснить, что это важно и на ребенке лежит ответственность. И ни в коем случае не ругать за невыполнение требований! Лучше уделить внимание тому, что учащийся уже успел сделать, чтобы укрепить желание продолжить начатое.
И одно из самых главных — показать, что важна именно личность ребёнка, а не то, как он учится. Когда родные родители начинают сравнивать с одноклассниками, у ребёнка могут появиться не самые приятные для него мысли. И это тоже может вызвать стресс. Вместо становления кого-то в пример следует сказать, что даже если оценка плохая — это не значит, что из малыша выйдет плохой человек. Нужно донести до ребёнка, что он должен сам оценивать себя, исходя из того, что он умеет делать и не умеет. Это приведёт к большей осознанности и лучшему подходу к учёбе.
Вне зависимости, какой средний показатель обучения, ребёнок может добиться больших результатов, если помогать делать то, от чего он получает настоящее удовольствие. Именно так можно помочь вырасти полноценной личности, способной перевернуть мир!