Логотип сайта

Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ

  • Главная
  • Информация о сайте
  • Сочинения ЕГЭ
  • Выпускное сочинение
  • Поиск по сайту

Как в произведениях А.П. Чехова проявился гуманизм писателя?

Категория: Сочинения ЕГЭ

Сочинение ЕГЭ-2026. Р. А. Дощинский. Вариант 3. Как в произведениях А.П. Чехова проявился гуманизм писателя? По тексту М. Горького

Как в произведениях А. П. Чехова проявился гуманизм писателя? Именно этот вопрос в центре внимания советского русского писателя Максима Горького. Автор считает, что Чехов ясно и тонко понимал «трагизм мелочей жизни», обладал уникальной способностью «беспощадно правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни в тусклом хаосе мещанской обыденщины». По мнению Горького, Чехов хотел, чтобы люди освободились от рабской покорности своей судьбе, боролись за лучшую долю, были бы свободны и независимы.

Раскрывая свою позицию, «буревестник революции» Горький отмечает, что Чехов ненавидел «всё пошлое и грязное, он описывал мерзости жизни благородным языком поэта, с мягкой усмешкой юмориста». Уже в юмористических рассказах внимательный читатель может заметить «полный горького упрёка их внутренний смысл». Но, к сожалению, в большинстве своём «почтеннейшая публика» многого не замечает. Так, она смеётся над рассказом «Дочь Альбиона», но «едва ли видит в этом рассказе гнуснейшее издевательство сытого барина над человеком одиноким, всему и всем чужим». Таким образом, гуманизм Чехова в юмористических рассказах проявляется в том, что он с состраданием описывает героев беззащитных, выступает в защиту «маленького человека», призывает уважать человеческое достоинство.  Причём делает он это не прямо и открыто, а с помощью ярких художественных образов. Но не все за смехом писателя слышат в его рассказах «тихий, глубокий вздох чистого, истинно человеческого сердца, безнадёжный вздох сострадания к людям».

Иллюстрацией к позиции М. Горького служат и его многочисленные примеры чеховских героев, не умеющих разумно устроить свою жизнь, наполнить существование глубоким смыслом и не способных защитить своё человеческое достоинство. Так, в пьесе «Три сестры» Ольга «безропотно подчиняется капризам развратной и пошлой жены своего лентяя-брата». Бывшие хозяева «Вишнёвого сада» похожи на эгоистичных детей и одновременно на дряблых стариков, неспособных спасти имение. Студент Петя Трофимов говорит о необходимости трудиться, но сам ничего не делает. Таким образом, описывая «серую толпу бессильных людей», Чехов, проникнутый чувством гуманизма и сострадания, упрекает своих героев за беспомощность и бездеятельность, за скучную и унылую жизнь.

Оба примера дополняют друг друга. Чехов создаёт образы персонажей, ведущих однообразное и бессмысленное существование. Он хочет, чтобы люди преодолели скуку, вели прекрасную и осмысленную жизнь.

Я полностью поддерживают позицию автора. Действительно, в своих рассказах Чехов проявляет себя как гуманист: он не приемлет пошлости и мещанства, грубости по отношению к беззащитным людям, призывает «по капле выдавливать из себя раба», изменить свою жизнь к лучшему.

Для подтверждения своей позиции приведу пример из рассказа Чехова «Ионыч». Простой земский врач Старцев после разочарования в любви постепенно превращается в бесчувственного идола, поклонника материальных ценностей. Гуманизм Чехова проявляется в том, что он с сожалением и печалью описывает духовную деградацию своего героя, который не сумел сохранить человеческие качества.

В заключение хочу подчеркнуть, что рассказы Чехова проникнуты гуманизмом, человечны, учат добру, поэтому обращение к прозе «инженера человеческих душ» - всегда удивительное открытие.


Текст


(1)Антон Павлович Чехов уже в первых рассказах своих умел открыть в тусклом море пошлости её трагически мрачные шутки. (2)Стоит только внимательно прочитать его «юмористические» рассказы, чтобы убедиться, как много жестокого и противного скорбно видел и стыдливо скрывал автор за смешными словами и положениями.

(3)Он был как-то целомудренно скромен, он не позволял себе громко и открыто сказать людям: «Да будьте же вы... порядочнее!» — тщетно надеясь, что они сами догадаются о настоятельной необходимости для них быть порядочнее. (4)Ненавидя всё пошлое и грязное, он описывал мерзости жизни благородным языком поэта, с мягкой усмешкой юмориста, и за прекрасной внешностью его рассказов мало заметен полный горького упрёка их внутренний смысл

(5)Почтеннейшая публика, читая «Дочь Альбиона», смеётся и едва ли видит в этом рассказе гнуснейшее издевательство сытого барина над человеком одиноким, всему и всем чужим. (6)И в каждом из юмористических рассказов Антона Павловича я слышу тихий, глубокий вздох чистого, истинно человеческого сердца, безнадёжный вздох сострадания к людям, которые не умеют уважать своё человеческое достоинство. (7)Без сопротивления подчиняясь грубой силе, эти люди живут, как рабы, ни во что не верят, кроме необходимости каждый день хлeбать возможно более жирные щи, и ничего не чувствуют, кроме страха, как бы кто-нибудь сильный и наглый не побил их.

(8)Никто не понимал так ясно и тонко, как Антон Чехов, трагизм мелочей жизни, никто до него не умел так беспощадно правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни в тусклом хаосе мещанской обыденщины.

(9)Ум автора, как осеннее солнце, с жестокой ясностью освещает избитые дороги, кривые улицы, тесные и грязные дома, в которых задыхаются от скуки и лени маленькие жалкие люди, наполняя дома свои неосмысленной, полусонной суетой. (10)Вот тихо и тревожно, как серая мышь, шмыгает «Душечка» — милая, кроткая женщина, которая так рабски, так много умеет любить. (11)Её можно ударить по щеке, и она даже застонать громко не посмеет, кроткая раба. (12)Рядом с ней грустно стоит Ольга из «Трёх сестёр»: она тоже много любит и безропотно подчиняется капризам развратной и пошлой жены своего лентяя-брата. (13)На её глазах ломается жизнь её сестёр, а она плачет и никому ничем не может помочь, и ни одного живого, сильного слова протеста против пошлости нет в её груди.

(14)Вот слезоточивая Раневская и другие бывшие хозяева «Вишнёвого сада» — эгоистичные, как дети, и дряблые, как старики. (15)Они опоздали вовремя умереть и ноют, ничего не видя вокруг себя, ничего не понимая, — паразиты, лишённые силы снова присосаться к жизни. (16)Дрянненький студент Трофимов красно говорит о необходимости работать и бездельничает, от скуки развлекаясь глупым издевательством над Варей, работающей не покладая рук для благополучия бездельников.

(17)Мимо всей этой скучной, серой толпы бессильных людей прошёл большой, умный, ко всему внимательный человек. (18)Посмотрел он на этих скучных жителей Родины. (19)И с грустной улыбкой, тоном мягкого, но глубокого упрёка, с безнадёжной тоской на лице и в груди, красивым искренним голосом сказал:
— Скверно вы живёте, господа!

По М. Горькому

Похожие материалы
  • Панорама Москвы.. М.Ю. Лермонтова..
  • "Москва не есть обыкновенный большой город..."
  • Проблема роли наставника, учителя...По Е. Лаптеву
  • Комментарий проблемы по тексту В.Некрасова...
  • Литературные аргументы. Проблема взяточничества.
  • Проблема отсутствия веры. По В. Захарову
  • Проблема воздействия СМИ. Аргументы
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Оценка: 5.0 из 1

💬 Чат ЕГЭ В Telegram. Вступить

Copyright Vopvet.Ru © 2025 Хостинг от uWeb