Логотип сайта

Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ

  • Главная
  • Информация о сайте
  • Сочинения ЕГЭ
  • Выпускное сочинение
  • Поиск по сайту

Как взаимосвязаны пение и человеческие чувства? По К. Э. Циолковскому

Категория: Сочинения ЕГЭ

Сочинение ЕГЭ. Р. А. Дощинский 2026. Вариант 7. Как взаимосвязаны пение и человеческие чувства? По К. Э. Циолковскому

Как взаимосвязаны пение и человеческие чувства? Над этим вопросом размышляет известный русский учёный К. Э. Циолковский. Он утверждает, что пение и человеческие чувства диалектически связаны друг с другом.

Раскрывая свою позицию, автор текста подчёркивает, что под музыкой он подразумевает пение и игру на музыкальных инструментах. Но он предпочитает размышлять над вопросом происхождения пения, так как музыкальное сопровождение лишь дополняет пение. Различные музыкальные фразы возбуждают самые разнообразные чувства: отчаяние, радость, любовь, безнадёжность, торжество. Таким образом, пение воздействует на душу человека, пробуждая в нём чувства.

Продолжая рассуждать над взаимосвязью пения и чувств, учёный приводит развёрнутое сравнение. Он пишет: «Электрический ток рождает работу, но и работа рождает ток». Так и пение возбуждает определённое чувство – и наоборот: чувство рождает пение. В этом примере чётко представлена диалектическая связь между пением и чувствами, их полная зависимость друг от друга.

Оба аргумента имеют причинно-следственную связь. Говоря о том, что пение рождает чувства, автор подводит к выводу, что пение и музыка рождаются под влиянием эмоций: радости и торжества, печали и тоски.

Позиция автора мне близка. Действительно, пение и музыка – это такой вид искусства, в котором наиболее полно и разнообразно можно выразить чувства. Творец, желая передать всё, что он переживает, создаёт музыку, которая в свою очередь влияет на слушателей, заставляя их сочувствовать музыке и испытывать волнение. 

Для подтверждения верности своих размышлений приведу пример из романа И. А. Гончарова «Обломов». Ольга исполняет арию из оперы «Норма», вкладывая в пение страсть и переживания главной героини, желая потрясти воображение своего слушателя Обломова. Она видит слёзы на глазах этого чудака, неловко чувствующего себя в обществе, а также под её внимательным и изучающим взором. Девушка восхищается тем, как тонко Илья Ильич чувствует музыку. Но ленивый и апатичный герой, много времени проводящий на диване, неожиданно пылко произносит, что чувствует не музыку, а любовь. Гордая и самолюбивая девушка желала поразить Обломова своим пением, но достигла неожиданной для себя цели – признания в любви.

В заключение хочу подчеркнуть, что песня раскрывает лучшие чувства, которые испытывает её создатель. Но и слушатель тоже оказывается под воздействием пения. В этом и заключается диалектическая связь между пением и чувствами.


Текст


(1)Под музыкой мы подразумеваем пение и игру на музыкальных инструментах. (2)Последнее есть только копировка, расширение и дополнение пения, и потому вопрос сводится к происхождению одного пения.

(3)Человек наследовал свои качества от предков, то есть от животных. (4)Пение — от певчих птиц, членораздельную речь — от попугаев и ворон, руки — от обезьян, ум — от слона и собаки, строительное искусство — от строителей гнёзд и нор, танцы — от глухарей и других птиц, коварство и жестокость — от хищных зверей, общественную любовь — от стадных животных, семейную — от целомудренных и заботливых птиц, любовь к украшениям, вещам, золоту и вообще красивому — от сорок и подобных птиц, делающих шалаши и украшающих их при брачных торжествах. (5)Экономность, предусмотрительность — от зимующих и запасливых животных и т. д.

(6)Кто склонен к пению, тот заметил, что разные чувства возбуждают разные музыкальные фразы. (7)Сколько чувств, столько и этих фраз. (8)Каждому чувству соответствует определённое сочетание звуков различной высоты. (9)Отчаяние, радость, любовь множества видов, безнадёжность, торжество в любви и в победе, удачи, неудачи, природа, её красоты и т. д. — всё это служит причиной пения с конкретной физиономией, или характером.

(10)Сколько же этих сочетаний звуков? (11)Положим, их 100. (12)Каждое из них рождается от одного и того же чувства.
(13)Наоборот, музыкальная фраза возбуждает одно определённое чувство. (14)Иногда неприятное, но большей частью приятное.
(15)Нагревание или охлаждение спая двух тел сопровождается электрическим током, и, напротив, ток возбуждает нагревание или охлаждение спая. (16)В науке мы на каждом шагу видим, что причина возбуждает следствие и обратно: следствие 
возбуждает причину. (17)Например, электрический ток рождает работу, но и работа рождает ток. (18)Точно так же пение возбуждает определённое чувство — и наоборот. (19)Вот почему эти сочетания звуков могут заставить людей плакать, стонать, смеяться, блаженствовать, гордиться, храбриться, впадать в отчаяние, любить и т. д.

(20)Музыкант или певец играет на человеческих чувствах, как хочет. (21)Чтение литературных произведений или рассказы людей также могут возбудить известные чувства и склонность к произведению музыкальных фраз.

(22)Это забытый язык. (23)Ему научаются, слушая музыку или пение. (24)Но он может возникнуть и самостоятельно, хотя не всегда и с некоторой трудностью и ограниченностью. (25)Человек, никогда не слыхавший музыки и пения, всё-таки может запеть под влиянием ощущений. (26)Так, не обучающийся наукам и искусствам всё-таки может проявить их в некоторой степени.

(27)Сократ говорил, что знание есть воспоминание ранее известного. (28)Отчасти это так. (29)Под влиянием различного чтения, речей или других внешних воздействий переменяются ощущения, мысли человека. (З0)Изменяются и музыкальные фразы. (31)Человек поёт или играет сообразно действию внешнего или внутреннего мира. (32)Тогда получается сложная музыка, вызываемая сумбуром чувств.

(33)И наоборот, музыка служит причиной различных ощущений. (34)Впрочем, способность воспринимать и воспроизводить музыку крайне разнообразна, от нуля до степени болезненности. (35)Иные к музыке относятся как к шуму, но большинство как будто её действию подвергаются. (36)Однако и при одних чувствах музыкальные фразы у разных людей различны и число их или богатство разнообразно. (37)Иной народ имеет немного музыкальных фраз, другой много. (38)Так же влияет и возраст. (39)Дети поначалу не понимают музыки. (40)Обыкновенно сначала выучиваются говорить, а потом уже возникает чувствительность к музыке.

По К. Э. Циолковскому

Похожие материалы
  • Панорама Москвы.. М.Ю. Лермонтова..
  • "Москва не есть обыкновенный большой город..."
  • Проблема роли наставника, учителя...По Е. Лаптеву
  • Комментарий проблемы по тексту В.Некрасова...
  • Литературные аргументы. Проблема взяточничества.
  • Проблема отсутствия веры. По В. Захарову
  • Проблема воздействия СМИ. Аргументы
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Оценка: 5.0 из 1

💬 Чат ЕГЭ В Telegram. Вступить

Copyright Vopvet.Ru © 2025 Хостинг от uWeb