Р. А. Дощинский и И. П. Цыбулько – 2025. 36 вариантов. Вариант 26.
Какого полководца признают и называют великим? По И. И. Лажечникову
Какого полководца признают и называют великим? Какими качествами должен обладать полководец, чтобы заслужить почёт и народную любовь? Именно эти вопросы в центре внимания русского писателя И. И. Лажечникова.
Авторская позиция заключается в следующем: великим признают такого полководца, кто является защитником народа, спасителем Отечества, кто хранит православную веру и ценит родной язык.
Раскрывая свою позицию, писатель в некрологе, посвящённом памяти великого русского полководца Кутузова, говорит о его значении для России и русского народа. Печальная весть о том, что Кутузов покинул земной мир, наполнил сердца многих людей скорбью, унынием. Русские патриоты видели в фельдмаршале заступника и защитника родной страны от агрессоров, чужеземцев, стремящихся захватить Россию, он был для них спасителем Отечества. Таким образом, Кутузов – пример великого полководца, который всей душей и сердцем служил Отечеству и спас его от нашествия «двунадесяти языков».
Далее писатель развивает мысль о том, что Кутузов был близок народу по вере и языку, он обладал высокими нравственными качествами в общении с окружающими: он ласково обращался с подчинёнными, смягчая им суровую жизнь ратника. Таким образом, велик тот полководец, кто имеет крепкую и прочную связь с народом, близок ему по вере и языку, добр и гуманен в общении с ближними.
Оба примера находятся в причинно-следственной связи. Русский народ с горечью воспринимает утрату великого полководца, видя в нём своего защитника, потому что фельдмаршал оставил в народной памяти добрые воспоминания о своём даре военного деятеля и о своих высоких нравственных качествах.
Я согласна с мнением автора. Действительно, чтобы заслужить почёт и народную любовь и стать великим полководцем, необходимо обладать многими качествами: патриотизмом, желанием служить России, талантом военачальника, высокими моральными качествами.
Для подтверждения своей мысли приведу пример из романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир». Писатель высоко ценит Кутузова, так как тот служит добру, красоте и правде. Он человечен, искренен, прост и естественен, хорошо понимает своих подчинённых, гуманен и человечен.
В заключение хочу подчеркнуть, что роль личности в истории тогда имеет большое значение, когда великий человек служит Родине и народу, не возносится над окружающими, прост в общении и в то же время обладает даром предвидения и талантом военного руководителя.
Текст
(1)Кутузова не стало! (2)Весть эта бежит из города в стан, из дворца в хижину и наполняет всё унынием. (3)Один передаёт другому это печальное известие, как будто лишился единственного друга или отца, как будто потерял с ним всё, что имел драгоценнейшего на свете. (4)Иной отвергает этот слух, чтобы продлить хоть на малое время сладкое заблуждение, что Герой живёт ещё среди преданного ему войска. (5)Другой, соразмеряя течение его жизни с бессмертием дел его, не верит, чтобы грозная коса смёла прервать священную нить её, чтобы от этого отличнейшего мужа Природа потребовала себе дани наравне с толпой простых смертных.
(6)Но всеобщее сокрушение удостоверяет нас, что Кутузов более не существует.
(7)Союзные цари погрузились в тёмную думу: кому поручать великое бремя предводителя войск и кто с полной уверенностью в своих дарованиях и опытности предпримет довершить подвиг, столь славно Исполином нынешней войны начатый и продолженный?
(8)Германия, заранее предупреждённая молвой о славе дел его, дававшая ей с восхищением дорогу между своими народами, готовая уже совершенно преклонить весы на священную сторону, объялась вдруг нерешимостью и с сомнением ожидает, кто заменит вождя, исполнявшего лучшие её надежды. (9)Между полководцами ходит уже проснувшаяся зависть, и прельщает их мечта честолюбия, ибо войско лишилось того, который неоспоримой славой заставил её умолкнуть, ибо не стало уже Гения, умевшего соединить в пользу общую умы беспокойные и несогласные.
(10)Здешний селянин, как будто увидев надежду полей своих, с ним погибшую, останавливает соху на незаконченной борозде. (11)«Кто защитит плоды трудов моих, — восклицает он, — когда судьба отняла у нас защитника?!» (12)Мать ведёт детей своих к гробу великого. (13)«Он был спаситель своего Отечества, — говорит она. — (14)Поклонитесь его праху и молитесь, чтобы Всевышний послал Родине подобного заступника!» (15)Но как словами представить сердечное сокрушение российских воинов? (16)Одни ещё просят ценой собственной жизни сохранить дни Вождя любимого.
(17)Другие мысленно провожают в последний путь. (18)Кто-то рассказывает, как покойный князь накануне общего боя обменялся драгоценным наперсным крестом на медный солдатский, который после того носил под звёздами, от первых государей мира полученными. (19)Другой завешает престарелым родителям, как лучшее своё сокровище, серебряную монету, пожалованную ему недавно собственными руками фельдмаршалом. (20)Иной в трогательных воспоминаниях проходит длинный ряд годов, проведённых в служении царю и Отечеству под начальством великого, и считает годы эти победами, им достигнутыми. (21)Другой повествует о любимых его изречениях, достойных быть переданными потомству, о ласковом его обращении с подчинёнными, смягчавшем суровую жизнь. ратника, о трудных походах, его заботами облегчённых. (22)Никто из них не может без слёз говорить о смерти
Светлейшего — в его лице лишились они предводителя, родного им по вере и языку отцов их, родного и по любви к ним и неусыпным о них попечениям; в нём потеряли предводителя, который не допустил посрамления Земли Российской.
(23)В одном стане врагов слышны радостные клики и торжествуют смерть Героя: в нём видели они меч, каравший их от полей Бородина до берегов Эльбы. (24)«За нас ныне и Судьба!» — провозглашают они в безумной слепоте и веселятся унынию священных легионов.
(25)Нет! (26)Мы не дадим смеяться врагам нечестивым. (27)Докажем им при первом бое, что Кутузов не умер, что он живёт в духе российских воинов и что никто не отнимет от них руки победы, доколе имя славного защитника Отечества не изгладится из сердец современников и памяти благодарного потомства.
По И. И. Лажечникову