Р. А. Дощинский и И. П. Цыбулько – 2025. 36 вариантов. Вариант 23.
Какую роль играет мышление в жизни человека?
Какую роль играет мышление в жизни человека? В чём заключается важность мыслительной деятельности в формировании личности? Как мысль и мышление связаны с понятием совести? Именно эти вопросы в центре внимания русского писателя Л. Н. Толстого.
Писатель убеждён, что способность мыслить помогает человеку понять, в чём смысл его существования. Важность мыслительной деятельности обусловлена её воздействием на совершенствование личности, на стремление жить в соответствии с внутренним голосом разума – совестью.
Автор раскрывает свою позицию, опираясь на собственные рассуждения. Мыслительная деятельность, с его точки зрения, как продукт мышления, влияет на нравственное самосовершенствование личности. Невозможно избавиться от пороков только физическими усилиями. Лишь усилия мысли способствуют развитию самоотверженности, правдивости. Таким образом, мышление необходимо в борьбе с соблазнами, грехами и суевериями.
Далее писатель размышляет о тесном взаимодействии мышления и совести, так как совесть – это «сознание высшего разума, который живём в каждом из нас». Автор убеждён: «чтобы из дурной жизни сделалась хорошая», необходимо понять, почему жизнь стала дурная и как сделать её хорошей. Из этого следует, что анализ своих мыслей, чувств и действий, обращение к голосу совести как голосу разума помогают изменить себя к лучшему.
Оба примера находятся в причинно-следственной связи. В первом случае говорится о связи мыслительной деятельности с нравственными усилиями, а во втором примере выводится следствие этой деятельности – совершенствование личности, избавление от дурных мыслей и поступков.
Позиция автора мне близка. Несомненно, мышление имеет большое значение для человека. Важность мыслительной деятельности в формировании личности заключается в том, что человек избавляется от пороков и становится лучше. Мыслительная деятельность связана с совестью, которая, словно компас, подсказывает нам направление истинного пути.
Для подтверждения своей мысли приведу пример из романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир». После дуэли с Долоховым Пьер Безухов сидит на станции в Торжке в ожидании лошадей и пытается понять, что дурно, а что хорошо. Голос совести ему подсказывает, что он был не прав, когда чуть не убил на поединке человека. В этом момент ему важно понять, что такое добро, чтобы следовать ему. Это пример мыслительной деятельности, в которой человек пытается избавиться от всего дурного и стать вполне хорошим.
В заключение хочу подчеркнуть, что пока мы мыслим, мы существуем. Наша душа обязана трудиться, осмысливать и оценивать с помощью голоса совести своим поступки, необходимо стараться избавляться от всего дурного в себе, и в этом поможет анализ своих мыслей, чувств и действий.
Текст
(1)Только физическими усилиями нельзя избавить от пороков. (2)Избавиться от них можно прежде всего усилиями мысли. (3)С помощью мыслей можно приучить себя быть самоотверженным, смиренным, правдивым. (4)Только когда в мыслях своих человек будет стремиться к самоотречению, смирению, правдивости, только тогда он будет в силах бороться и на деле с грехами, соблазнами и суевериями.
(5)Хотя и не мысль открыла нам то, что надо любить, - мысль не могла открыть нам этого, - но мысль важна тем, что она показывает нам то, что мешает любви. (6)Вот это-то усилие мысли против того, что мешает любви, это-то усилие мысли важнее, нужнее и дороже всего.
(7)Если бы человек не мог мыслить, он бы не понимал, зачем он живет. (8)А если бы он не понимал, зачем он живет, он не мог бы знать, что хорошо и что дурно. (9)И потому нет ничего дороже для человека, чем способность хорошо мыслить.
(10)Люди говорят о нравственном и религиозном учении и о совести, как о двух раздельных руководителях человека. (11)В действительности же есть только один руководитель - совесть, то есть сознание того голоса бога, который живет в нас. (12)Голос этот несомненно решает для каждого человека, что ему должно и чего не должно делать. (13)И этот голос всегда может быть вызван в себе всяким человеком усилием мысли.
(14)Когда мы узнаем новую мысль и признаем ее верною, нам кажется, что мы уже давно знали ее и теперь только вспомнили то, что знали. (15)Всякая истина уже лежит в душе всякого человека. (16)Только не заглушай ее ложью, и рано или поздно она откроется тебе.
(17)Часто бывает, что придет мысль, которая кажется и верной и вместе странной, и боишься поверить ей. (18)Но потом, если хорошенько подумаешь, то видишь, что та мысль, которая казалась странной, - самая простая истина, такая, что, если раз узнал, в нее уже нельзя перестать верить.
(19)Всякая великая истина для того, чтобы войти в сознание человечества, должна неизбежно пройти три ступени. (20)Первая ступень: «Это так нелепо, что не стоит и обсуждать». (21)Вторая ступень: «Это безнравственно и противно религии». (22)Третья ступень: «Ах! это так всем известно, что не стоит и говорить про это».
(23)Все великие перемены в жизни одного человека, а также и всего человечества, начинаются и совершаются в мысли. (24)Для того, чтобы могла произойти перемена чувств и поступков, должна произойти прежде всего перемена мысли.
(25)Для того, чтобы из дурной жизни сделалась хорошая, надо прежде всего постараться понять, отчего жизнь стала дурная и что надо сделать, чтобы она стала хорошей. (26)Так что для того, чтобы жизнь стала лучше, надо прежде думать, а потом уже делать.
(27)Хорошо было бы, если бы мудрость могла переливаться из того человека, в котором ее много, в того, в ком ее мало, как вода переливается из одного сосуда в другой до тех пор, пока в обоих будет равно. (28)Но для того, чтобы человеку принять чужую мудрость, ему нужно прежде самому думать.
(29)Всё настоящее и нужное людям добывается не вдруг, а всегда долгим и постоянным трудом. (30)Так приобретаются и мастерства. и знания, и так приобретается и самое нужное на свете - умение жить доброй жизнью. (31)Для того же, чтобы научиться жить доброй жизнью, надо прежде всего приучить себя мыслить доброе.
По Л.Н. Толстому