Р. А. Дощинский и И. П. Цыбулько – 2025. 36 вариантов. Вариант 34
Можно ли назвать Толстого-художника демократом? По А. Грину
Можно ли назвать Толстого-художника демократом? Почему можно считать, что Л. Н. Толстой является художником-демократом в возвышенном значении этого слова? Обладают ли его произведения социальной предвзятостью в изображении людей? Именно эти вопросы возникают при прочтении текста русского писателя А. Грина.
Автор считает, что Толстой-художник является демократом в возвышенном значении этого слова, так как она изображает человека без социальной предвзятости. Для него важнее духовная сущность личности.
Раскрывая свою позицию, автор опирается на собственные наблюдения и размышления. Называя Л. Н. Толстого демократом в возвышенном значении этого слова, писатель в своей статье подчёркивает, что Толстой с силой и равномерной страстностью одинаково изображает представителей различных социальных слоёв: мужика и царя, пьяницу и священника, светскую даму и простую русскую женщину. Таким образом, Толстой в изображении человека не руководствуется принадлежностью личности к какой-либо социальной группе. Автора «Анны Карениной» интересует духовная сущность каждого из своих героев.
Продолжая размышлять о художественном демократизме русского классика, А. Грин отмечает, что слова «толстой» и «толстовство» являются синонимами гуманности, возвышенного отношения к жизни, человечности и самоусовершенствования. Таким образом, великий русский писатель в своих произведениях раскрывает гуманные идеи, учит своих читателей правде, добру и красоте.
Оба примера находятся в причинно-следственной связи. Стремление писателя отказаться от социальной предвзятости в изображении человека приводит к тому, что он является гуманистом и демократом в возвышенном значении этого слова, так как следует общечеловеческим законам.
Я согласна с мнением автора. Несомненно, Толстой – художник-демократ в возвышенном значении этого слова. Являясь психологом, писатель изображает диалектику человеческой души, независимо от того, к какой социальной группе относится его персонаж. Он отказывается от социальной предвзятости в изображении людей, так как для него как художника важнее духовная сущность человека, его нравственные качества.
Для подтверждения своей мысли приведу пример из автобиографической повести Л. Н. Толстого «Детство». Николенька Иртеньев воспитывается в дворянской семье. Но писателя интересует не дворянское происхождение ребёнка, не его социальная принадлежность, а диалектика души. Так, в начале повести Николенька сердится на домашнего учителя Карла Ивановича из-за того, что тот неосторожным движением убил муху над головой воспитанника и нечаянно разбудил его. Но затем мальчику становится стыдно за своё раздражение, и он испытывает раскаяние и любовь к доброму старику. Таким образом, писателя более всего интересует движение человеческой души, перетекание героя из одного состояния в другое, потому что, с его точки зрения, люди как реки; они никогда не бывают одинаковыми.
В заключение хочу подчеркнуть, что Л. Н. Толстой, являясь художником-демократом в возвышенном значении, создал яркие и запоминающие образы, учит понимать человека, его мысли, чувства, движения души и поступки.
Текст
(1)Однажды Александр Иванович Куприн в разговоре о великом Льве Николаевиче Толстом выразился таким образом: «Старик нас всех обокрал: за что ни возьмёшься — уж им написано». (2)Шутливость замечания этого очевидна, и всё-таки так велико, так разнообразно художественное наследие Толстого, так разносторонне, на протяжении полувека изображена им жизнь русского общества, что, заменив слово «обокрал» словом «предупредил», приходится согласиться с А. И. Куприным по существу дела.
(3)Толстым не оставлено без внимания ни малейшее душевное движение человеческое. (4)Читая «Анну Каренину», с изумлением, с подавленностью убеждаешься, что здесь изображена главным образом вся русская жизнь того времени, вся русская душа в её целом, а уж затем, в огромном узоре этом, в этой сплошной толпе лиц, страданий, судеб, уделяешь необходимое внимание собственно романтической интриге.
(5)Толстой как художник является демократом в самом возвышенном значении этого слова. (6)Он демократичен, как солнце. (7)Сила и равномерная страстность художественного проникновения одинакова у него для мужика и царя, пьяницы и священника, светской дамы и простой русской женщины. (8)Одно прикосновение творческого внимания Льва Николаевича делает всех людей одинаково
прозрачными. (9)Толстой, как никто, совершенно лишён оттенков отношения к своим персонажам в смысле их социального положения или рода их деятельности.
(10)У него отсутствуют (чего не избегали подчас крупнейшие таланты) социальная мистика и социальная обывательская щепетильность. (11)Он пленительно суров и бесцеремонен в раздевании душ.
(12)Страсти, заблуждения, страдания, удовольствия и подлости человеческие вытекают из одних и тех же духовных явлений, причём кого бы он ни описывал: князя или полудикого черкеса, казака или Николая I. (13)Благодаря великой простоте выражения, описания человеческих жизней со всеми их внутренними пружинами читатель неизменно убеждается в тождественности духовной основы всех людей и вместе с Толстым видит, как жалки все ухищрения, все разделения, искусственны все различия одежд, званий, чинов, занятий. (14)Вообще человек, а не человек именно такой-то изучается и понимается читателем в книгах великого писателя.
(15)Особенность художественного таланта Л. Н. Толстого, его эта беспощадная сила реального изображения в связи с огромной любовью к жизни во всех видах её и окрасках, его плодовитость и ревнивое отношение к каждому слову, имевшее целью наибольшую, совершеннейшую полноту впечатления, сделали то, что действительно после Толстого осталось немного (если только осталось) в жизни, почему-либо не охваченного его волшебным пером.
(16)Без преувеличения можно сказать, что жизнь и творчество Толстого равны силой своей целой революции. (17)Тот возвышенный демократизм художника, о котором упомянули мы выше (кстати, единственно истинный демократизм), из года в год, из поколения в поколение оставляя свой мощный след в читательских массах, привёл к тому, что слова «Толстой», «толстовство» стали синонимами гуманности, возвышенного отношения к жизни, человечности и самоусовершенствования.
(18)Сама жизнь Толстого, столь удивительная и сложная, является одним из наиболее глубоких и ценных его произведений. (19)Он был близок к природе и звал к ней. (20)Вспоминая Толстого, в сущности, вспоминаешь Россию, народ, общество, исторические их судьбы, вспоминаешь даже всю русскую литературу.
(21)Толстой — это Россия. (22)Россия в настоящее время остро нуждается в Толстом. (23)Её лик преображается. (24)Потому-то хорошо и нужно всем нам вспомнить от Л. Н. Толстого о том, какая она, эта Россия, в своём духе и сущности, в целях своих и силах, чтобы, оглянувшись на великое и прекрасное, идти вперёд с надеждами и верой в лучшее.
По А. Грину