Сочинение ЕГЭ:
В.Н.Ганичев известен читателю как писатель, поднимающий важные для каждого вопросы. Его произведения помогают обратить внимание на многие нравственные аспекты жизни общества. Так и в предложенном мне тексте поставлена проблема несправедливого отношения современников к талантливым людям, гениям.
Чтобы привлечь внимание читателя к интересующему автора вопросу, писатель обращается к жизни «опального русского флотоводца» Ф.Ф.Ушакова, сопоставляя заслуги легендарного адмирала с несправедливым отношением к нему современников. С чувством гордости, уважения В.Н.Ганичев описывает подвиги героя, прославившего Россию: Ушаков «создал не одну непобедимую эскадру», «ни в одном из сорока сражений не потерпел поражения», «открыл новые законы морского боя». Горечь, недоумение автора, описывающего состояние человека, бывшего когда-то славой Отечества, также передаётся читателю. Неоднократное употребление однокоренных слов «забыть», «забытый», детали портрета:
« старый», «слезящимися глазами», «изредка шевелился» - создают образ одинокого, никому не нужного старика.
Позиция автора не вызывает сомнений. В.Н.Ганичев сожалением констатирует, что «современники часто не замечают гения, таланта, пророка в своём окружении», что их раздражают «превосходящие способности ближнего».
Тот вывод, к которому приходит автор в ходе своего рассуждения, понятен и близок мне. Трагическая судьба многих талантливых людей убеждает в том, что на протяжении всей жизни их преследуют людская зависть, злоба, они часто становятся изгоями общества.
Чтобы обосновать свою точку зрения, мне хотелось бы обратиться к стихотворению М.Ю.Лермонтова «Пророк». В центре нашего внимания наделенный даром пророчества лирический герой. Стал ли он уважаем, почитаем, любим больше, чем остальные? Получил ли его талант заслуженное признание? Читая горькие строки: « В меня все ближние мои бросали бешено каменья», понимаешь, как много страданий выпало на долю несчастного. Мы видим, как насмехаются над ним люди, ведь герой «угрюм, и худ, и бледен», как презирают за бедность. Безусловно, избранность героя, его непохожесть на других вызвали столь агрессивное отношение к обладающему даром пророчества.
Пример отношения общества к гениальным людям можно найти в трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери». Перед нами два героя - два композитора: талантливый и гениальный. Мы видим, как тяжело осознавать Сальери, который все силы отдаёт искусству и более всего жаждет славы, признания, что всё это досталось Моцарту. Его возмущение тем, что «гуляке праздному» дан священный дар не в награду за долгие, кропотливые труды, а как озарение, перерастает во всепоглощающую ненависть. Читая трагедию, понимаешь, к каким страшным последствиям приводит зависть (не сумев смириться с гениальностью приятеля, Сальери убивает Моцарта) и как трудно по-настоящему талантливым людям чувствовать лицемерие, злобу окружающих.
Можно ли сказать, что текст В.Н.Ганичева обращён к каждому из нас? Безусловно. Колумб, Галилей, Сократ… Это далеко не полный перечень непринятых современниками гениев. И сегодня рядом с нами живут те, кто нуждается в нашем внимании, поддержке, признании. Рассказом о Ф.Ф.Ушакове автор помог мне понять, как зачастую ошибочно, несправедливо и жестоко наше отношение к талантливым людям.
Текст В. Ганичева
(1)На берегу реки Мокши сидел старый человек в морском мундире. (2)Последние предосенние стрекозы трепетали над ним, некоторые садились на потёртые эполеты, передыхали и вспархивали, когда человек изредка шевелился. (3)Ему было душно, он расслаблял рукой уже давно расстёгнутый воротник и замирал, вглядывался слезящимися глазами в ладошки небольших волн, похлопывающих речку. (4)Что виделось ему сейчас в этом мелководье? (5)О чём думал он?
(6)До недавнего времени он ещё знал, что одержал великие победы, что сумел вырваться из плена старых теорий и открыл новые законы морского боя, что создал не одну непобедимую эскадру, воспитал немало славных командиров и экипажей боевых кораблей.
(7)Но прошло едва ли десять лет после его отставки, и о нём постарались забыть и в императорском дворце, и в Адмиралтействе, и в штабах флотов и морских училищ. (8)Вот и заканчивал свой век забытый властью и флотскими командирами здесь, в центре России, на Тамбовщине, Фёдор Фёдорович Ушаков, опальный русский флотоводец. (9)Сорок кампаний провёл он, ни в одном сражении не потерпел поражения. (10)Блестящие победы русского флота под его началом сделали имя Фёдора Ушакова легендарным. (11)Но мало кто помнил об этом тогда в России...
(12)Современники часто не замечают гения, таланта, пророка в своём окружении. (13)Они не могут, а если вспомнить историю, то и не хотят выделять выдающиеся, их превосходящие способности ближнего. (14)С раздражением говорят о таком человеке, возводя его в лучшем случае в разряд чудаков и людей везучих...
(15)3вуки того дня перемешивались в нём, наплывали один на другой, заставляя вздрагивать, озираться. (16)Он вспоминал о дальних походах и сражениях. (17)Глаза его были открыты, но взор бродил где-то там, по далёким рейдам, бухтам и гаваням, натыкался на крепостные стены и прибрежные рифы.
(18)На6ежал ветер, пытаясь закутать, запеленать одинокого адмирала, а тот отстранял его рукой, пробуя задержать видения прошлого.
(По В. Ганичеву*)