Подборка примерных тем направления "Отцы и дети", которые могут оказаться на Итоговом/выпускном сочинении по литературе 2018-2019 года.
- Почему проблему «отцов и детей» называют «вечной»?
- В чем причины конфликта отцов и детей?
- Возможна ли гармония в отношениях отцов и детей?
- Как вы понимаете высказывание Вовенарга: «Отцовская любовь ничем не отличается от любви к самому себе»?
- Противостояние отцов и детей как борьба старого и нового.
- Какими бывают взаимоотношения отцов и детей?
- На чем строятся взаимоотношения в семье?
- Какова роль матери в жизни ребенка?
- Согласны ли Вы со словами В.О. Ключевского «Привычки отцов, и дурные и хорошие, превращаются в пороки детей». Какова роль отца в жизни ребенка?
- Может ли кто-нибудь заменить родителей?
- Согласны ли Вы, что детям присущ «дух протеста» больше, чем их родителям?
- Каковы последствия гиперопеки?
- Какое влияние родители оказывают на становление личности ребенка?
- Могут ли дети повлиять на родителей?
- Почему важно проявлять уважение к старшему поколению?
- Как вы понимаете словосочетание «преемственность поколений»?
- Как Вы понимаете слова Гюго: «Начала, заложенные в детстве человека, похожи на вырезанные на коре молодого дерева буквы, растущие вместе с ним, составляющие неотъемлемую часть его»
- В чем заключается преемственность поколений?
- Что значит преемственность в культуре/искусстве/науке?
- Согласны ли вы с тем, что «яблоко от яблони недалеко падает»?
- В чем причины сиротства? Что такое «духовное сиротство»?
- Каковы последствия сиротства? Кого можно назвать отцом?
- В чем заключается многозначность словосочетания «отцы и дети»?
- Что значит быть «отцами и детьми» в науке и искусстве?
- Как вы понимаете словосочетание «поколение гугл»?
- Важен ли спор поколений в «науке», искусстве?
- Как спор поколений воздействует на прогресс?
- Старое и новое в науке и искусстве.
- Как происходит становление характера человека?
- Возможно ли полноценное развитие личности без наставника, учителя?
- Как связано словосочетание «отцы и дети» с понятиями «опыт» и «неопытность»?
- К чему может привести конфликт поколений?
- Чем опасно отсутствие преемственности поколений?
- Для чего нужно помнить о предках?
- Как отца и детям найти компромисс?
- Как вы понимаете такое устойчивое выражение, как «названый отец»?
- Кого называют «духовным отцом»?
- Как вы понимаете устойчивое выражение «от отца к сыну»?
- Что такое сыновий долг?
- Чем «отеческая любовь» отличается от «материнской»?
- Чем отличается слово «дитя» от слова «ребенок»?
- К кому применимо словосочетание «дитя века»?
- Что такое «инфантильность»?
- Чем опасна «инфантильность» взрослых?
- Кого называют «сынами Отечества»?
- Как вы понимаете словосочетание «блудный сын»?
- Согласны ли Вы с выражением: «Один отец значит больше, чем сто учителей»
- Чем опасно «слепое» следование авторитетным идеям?
- Какого человека можно назвать «авторитетным»?
- Согласны ли Вы со словами Сервантеса «Заслуги отца на сына не распространяются»?
- Чем родители могут навредить своему «ребенку»?
- Что значит быть «благодарным сыном/дочерью»
- Что значит быть «вечным ребенком»?
- Как вы понимаете выражение «чужих детей не бывает»?
- Раскройте смысл пословицы: «Дети больше походят на свое время, чем на своих родителей».
- Как вы понимаете мысль Шиллера: «Родители меньше всего прощают своим детям те пороки, которые они сами им привили»?
- Раскройте смысл высказывания В.А. Сухомлинского: «Годы детства - это прежде всего воспитание сердца» Проблема воспитания в пьесе «Недоросль».
- Борьба старого и нового в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»?
- С какими сложностями сталкиваются родители в воспитании подрастающего поколения?
- Как вы понимаете словосочетание «отцовский пример»?
- Как вы понимаете высказывание «дурной пример заразителен», раскройте его смысл.
- Раскройте смысл высказывания: «Дайте нам лучших матерей, и мы будем лучшими людьми»
- К чему приводит отсутствие любви в семье?
- Что называют «ошибкой воспитания»?
- Что самое важно в отношения между родителями и детьми?
- Как Вы понимаете: «Никогда не заставляйте детей покупать истину ценою порока и не совершенствуйте их ума в ущерб сердцу»
- Согласны ли Вы с мыслью Ж.Жозефа «Детям больше нужен пример для подражания, чем критика»? Раскройте смысл высказывания: «Детство - когда все удивительно и ничто не вызывает удивления». Согласны ли вы с высказыванием: « Ребенок нуждается в вашей любви больше всего именно тогда, когда он меньше всего ее заслуживает»?
- Как вы понимаете смысл высказывания «Дети - плоды, не видящие корней»
- «Не надобно другого образца,когда в глазах пример отца»
- Согласны ли Вы с высказыванием: «Любого работника – от сторожа до министра – можно заменить таким же или еще более способным работником.
- Хорошего же отца заменить таким же хорошим отцом невозможно»
- Как вы понимаете высказывание А.П. Чехова: «Нужно стремиться к тому, чтобы каждый видел и знал больше, чем видел и знал его отец и дед»?
- Согласны ли вы с наставлением Ф. Милетского: «Помните, что дети ваши будут обходиться с вами так же, как вы обходитесь со своими родителями»
- Раскройте смысл высказывания: «Одно поколение словно волна набегает на другое, совсем не зная друг-друга».
- Как вы понимаете высказывание Токвиля «В демократических странах каждое новое поколение — новый народ»
- Согласны ли вы с высказыванием Оруэлла: «Каждое поколение считает себя более умным, чем предыдущее, и более мудрым, чем последующее»?
- Как Вы понимаете высказывание: «каждое поколение посмеивается над своими отцами, смеется над дедушками и восхищается прадедами».
- Согласны ли Вы с мнением Руссо: «У ребенка свое особое умение видеть, думать и чувствовать; нет ничего глупее, чем пытаться подменить у них это умение нашим».
- Согласны ли Вы с мнением Шоу: «Главная опасность, от которой необходимо оберегать детей, их родители»?
- «Когда мне было четырнадцать, мой отец был так глуп, что я с трудом переносил его; но когда мне исполнился двадцать один год, я был изумлен, насколько этот старый человек поумнел за последние семь лет». Марк Твен. Что имел в виду автор, написав эти строки?
- Согласны ли Вы с высказыванием: «Проблемы взаимоотношений поколения в том, что молодые сами хотят наступить на грабли, а старые изо всех сил пытаются им в этом помешать».
- Согласны ли Вы с высказыванием А. А. Тарковского: «… каждое поколение должно совершить <жертвоприношение> по отношению к своим детям: принести себя в жертву».
- Согласны ли Вы с тем, что «мы перестаем быть детьми, когда становимся способными сделать то, что советовали сделать родители» (П. Вацлавик)
- Почему в глазах родителей мы всегда остаемся детьми?
- Согласны ли вы с утверждением Б.Л. Васильева: «…нет страшнее предательства, чем предательство своего отца».
- Согласны ли Вы с утверждением А. Нотомб: дети, которых не признают их отцы, жестоко страдают. Но куда больше страдает отец, которого не желает признавать его дитя.
- Согласны ли Вы с утверждением: «тяжело переносит несостоятельность своих детей тот, кто сам не сделал своего дела.
- Раскройте смысл высказывания Уоллеса: «Если о человеке можно сказать, что сын любил его, тогда, думаю, такой человек достоин считаться великим».
- Как вы понимаете высказывание Моруа: «Отношения между родителями и детьми так же трудны и столь же драматичны, как отношения между любящими».
- Как вы понимаете высказывание: дети, по существу, являются пленниками своих родителей, и те по своему желанию могут превратить их во что захотят
- Согласны ли Вы с высказыванием: «Взрослые и дети — два разных народа, вот почему они всегда воюют между собой».
- Раскройте смысл высказывания: «родители, ожидающие от своих детей благодарности (есть даже такие, которые ее требуют), подобны ростовщикам: они охотно рискуют капиталом, лишь бы получить проценты»Какова роль спора поколений в поиске истины? Как вы понимаете слово «поколение»? Трудно ли быть «родителем»