Р. А. Дощинский и И. П. Цыбулько – 2025. 36 вариантов. Вариант 36
Почему Чехов – великий писатель? По Ю. К. Олеше
Почему Чехов – великий писатель? Можем ли мы утверждать, что он создал произведения, которые являются новым словом в литературе, не имея ни примеров, ни продолжения? Именно эти вопросы в центре внимания русского советского писателя Ю. К. Олеши.
Авторская позиция заключается в следующем: Чехов – великий писатель, так как его произведения представляются вечной загадкой. Он создал пьесы, которые не имеют ни примеров, ни продолжения, никто из драматургов не смог создать нечто подобное, поэтому можно считать, что произведения Чехова – «это одно из удивительнейших явлений русской литературы».
Раскрывая свою позицию, автор отмечает: детское восприятие им Чехова заключается в том, что автор «Хамелеона» писал юмористические рассказы, осмеял все фигуры: художника в «Попрыгунье», бюрократа и вместе с ним революционера в «Рассказе неизвестного человека». Но именно пьесы, являющиеся вечной загадкой, приводят рассказчика к мысли о том, что Чехов – великий писатель. Перечисляя такие драматургические произведения, как «Вишнёвый сад», «Дядя Ваня», «Три сестры», Ю. Олеша говорит об их «непонятности, неизучаемости их механики». Ни одна русская пьеса даже в малейшей степени не похожа на пьесы Чехова. Таким образом, Чехов создал уникальные произведения, которые до сих пор кажутся загадочными и требуют тщательного изучения и исследования.
Продолжая развивать мысль о своеобразии художественного содержания пьес Чехова, автор отмечает, что жизнь, которую видел Чехов, далека от красоты. Но как величайший гуманист был оптимистом, он верил, что жизнь станет лучше. Таким образом, величие произведений Чехова в том, что он утверждает веру в красоту грядущей жизни.
Оба примера находятся в причинно-следственной связи. Чехов писал пьесы, в которых, на первых взгляд, изображены малозначительные события, но его герои постоянно говорят о будущем. Из этого проистекает уверенность писателя в красоте будущей жизни.
Я полностью согласна с мнением автора. Хотя Чехов и не написал ни одного романа, но он является великим писателем, так как он создал произведения, которые являются новым словом в литературе, не имея ни примеров, ни продолжения.
Чтобы подтвердить верность этой мысли, приведу пример из рассказа А. П. Чехова «Студент». В начале повествования студент духовной академии Иван Великопольский, возвращаясь с охоты домой в страстную пятницу, неприятно поражён внезапно наступившим холодом. Он погружается в уныние, и ему кажется, что жизнь не изменится к лучшему, и спустя тысячу лет будут такие же холод, голод, темнота и невежество. Но встреча у костра с двумя вдовами, пересказ евангельского сюжета о трёхкратном отречении апостола Петра изменяют внутреннее состояние студента. Он улавливает связь между прошлым и будущим, верит, что жизнь чудесна и прекрасна, и с радостью возвращается домой. Так, в этой небольшой новелле гениально показано движение мыслей и чувств человека, его зависимость от состояния природы и способность самостоятельно преодолеть отчаяние.
В заключение хочу подчеркнуть, что Чехов – великий писатель, так как, изображая безнадёжно унылую жизнь, он всё же вселяет в нас веру в счастливое будущее.
Текст
(1)Пятьдесят лет со дня смерти Антона Павловича Чехова. (2)Мне было около пяти лет, когда он умер.
(З)Чехов — это смешно. (4)Вот восприятие Чехова, детское, домашнее: смешно, Чехов.
(5)Чехов осмеял все фигуры. (б)Художника в «Попрыгунье», бюрократа и вместе с ним революционера в «Рассказе неизвестного человека», профессора в «Скучной истории», профессора в «Дяде Ване», крестьян в «Мужиках», торгового человека в «Холодной крови», помещика в «Вишнёвом саде», там же делового человека, там же актрису, там же лакея, двух слуг, молодого и старого, чиновников в целом ряде произведений, от Чехонте до «Трёх сестёр», купечество в «Трёх годах».
(7)Трудно говорить о положительном персонаже Чехова. (8)Напрягаешь память... (9)Разумеется, не осмеяны дети.
(Ю)Заграница не отразилась в его произведениях. (11)Это странно, если вспомнить, что он бывал в Европе много раз, жил там подолгу.
(12)Чехову не нравилась Европа. (13)Нет, например, описаний музеев, упоминаний о шедеврах живописи. (14)Правда ли, что не нравилась? (15)Этот вопрос остаётся, пожалуй, открытым. (16)Я не могу вспомнить имени какого-либо великого русского или европейского художника в произведениях Чехова. (17)Никаких появившихся, скажем, по ассоциации воспоминаний о Рафаэле, или Рубенсе, или Рембрандте. (18)Этот ход мыслей был совершенно ему чужд. (19)В рассказе, где одну из главных ролей играет художник, в «Попрыгунье», тема живописи обходится без упоминаний о европейских живописцах.
(20)При этом Чехов проявлял живой интерес к отечественной литературе, восхищался её великими созданиями. (21)Известно его полное поклонения высказывание об «Отцах и детях» Тургенева — о сцене смерти Базарова, читая которую он, по его словам, слышит запах йода. (22)Чехов восторгается тем, как изобразил Тургенев конец Базарова. (23)Самоотверженная любовь к науке, приводящая к гибели героя, повторяется потом, кстати говоря, у Чехова: смерть Дымова в «Попрыгунье». (24)Не под влиянием ли это того восхищения, которое вызвал у Чехова конец Базарова?
(25)Чехов представляется мне великим писателем. (26)Обычно, когда говорят о великих писателях, имя Чехова вспоминают не сразу.
(27)Почему — неизвестно. (28)Может быть, потому, что у Чехова нет романов?
(29)Иногда думаешь так: да, я могу написать, скажем, «Мёртвые души», скажем, «Божественную комедию», скажем, «Дон Кихота».
(З0)Прошу понять, в каком смысле я это говорю. (31)Конечно, у меня нет ни таланта, ни сил, чтобы написать подобные вещи, подобные мировые произведения. (32)Однако я отдаю себе отчёт, как это написано, — принципиально я мог бы их написать. (ЗЗ)Но есть произведения, которые я не мог бы написать даже принципиально: это пьесы Чехова.
(34)Я не знаю, как они написаны, в чём их секрет, почему он их завершает именно тут, почему делает тот или иной переход именно там и т.д. (35)Для меня эти пьесы — вечная загадка. (36)Я говорю о таких пьесах, как «Вишнёвый сад», «Дядя Ваня», «Три сестры», о непонятности, неизучаемости их механики.
(37)«Три сестры» — удивительная пьеса по тем многозначительным событиям, неизвестно для чего привлечённым в неё: пожар, дуэль.
(38)Тут ничего не исполняется, над всеми висит рок. (39)Что за личность — Солёный? (40)Что это за офицеры, говорящие о будущем? (41)Что это за изящная жизнь, о которой мечтает провинциальный артиллерийский офицер?
(42)Пьесы Чехова — это одно из удивительнейших явлений русской литературы, наиболее личное, не имевшее ни примеров, ни продолжения. (43)Назовите хоть одну русскую пьесу, похожую на пьесы Чехова. (44)Такой нет.
(45)Жизнь, которую он видел, была далека от красоты. (46)Жизнь должна быть красивой. (47)Она будет красивой. (48)Таким оптимистическим утверждением пронизано всё творчество великого писателя. (49)Просто, с какой-то удивительной чистотой произносит он это «будет».
По Ю. К. Олеше