Пример сочинения по направлению: искусство и ремесло
Искусство и ремесло – это одинаковые понятия или прямо противоположные? Искусство – это воспроизведение действительности в художественных образах. В музыке реальность создаётся с помощью звуков, в живописи художники используют краски. А в стихах и прозе строительным кирпичиком произведения является слово. Подлинное произведение искусства далеко от фотографической точности: увиденное и услышанное творец пропускает через призму своего восприятия. Главное назначение искусства, по-моему, вызывать добрые чувства, уметь в земном и обыкновенном увидеть возвышенное и прекрасное. Ремесло как профессиональное занятие связано с изготовлением изделий ручным, кустарным способом. Думаю, с искусством ремесло объединяет способность создать красоту и вызвать в людях восхищение.
Например, существуют издавна в России такие народные промыслы, как «Золотая Хохлома» - искусство росписи красками по дереву; Гжель – народный керамический промысел, дымковская глиняная игрушка, палехская миниатюра. С одной стороны, это ремесло, направленное на изготовление предметов, а с другой стороны, это удивительное народное искусство, создающее красоту.
Но у прилагательного «ремесленный» есть и переносное значение. Когда хотят сказать, что предмет или произведение созданы по шаблону, без творческой инициативы, то пренебрежительно называют его ремесленным.
Что такое подлинное искусство и в чём заключается настоящая красота, мы можем узнать, обратившись к небольшому рассказу Викентия Викентьевича Вересаева «Состязание». Это произведение отнесём к жанру притчи, так как точно не указаны место и время действия, имена героев символичны, а в самом содержании кроется глубокий философский и поучительный смысл. Мы знакомимся с двумя героями. Одного из них зовут Дважды-Венчанный – это прославленный на весь мир художник, гордость города. Другой герой – ученик Дважды-Венчанного, которого зовут Единорог. Однажды в городе объявили состязание: создать картину, изображающую красоту женщины. Учитель сразу же отправился в долгий путь искать по миру высшую Красоту, а ученик остался на месте, так как уже нашёл свою красоту – возлюбленную Зорьку. Узнав об этом, учитель усмехнулся, подумав, что влюблённые бывают слепы, и в нём возросла уверенность в своей победе. После долгих скитаний Дважды-Вечанный наконец нашёл красоту – стройную деву в венке из фиалок.
Наконец настал торжественный момент состязания. Кто же победит? Как отнесутся зрители к произведениям художников? Картина учителя вызвала восхищение: такой красоты, которая просто слепила глаза, никто никогда ещё не видел. Люди не могли оторвать глаз от созерцания красавицы. Но полотно вызвало отрицательные чувства: женщины и девушки пристыженно отворачивали свои лица, так как почувствовали своё несовершенство в сравнении с «Фиалковенчанной». А юноши и мужчины, перенося взгляд с красавицы на картине на своих избранниц, думали, как те невзрачны и тусклы. Старый погонщик мулов, глядя на свою старуху, почувствовал страх, подумав, с кем суждено ему проводить трудную и серую жизнь.
Но вот покров упал, и перед всеми открылась картина Единорога. Увидев на картине ту самую Зорьку, которая с рынка носит пучки чесноку и петрушки, горожане вознегодовали, засвистели, собрались кидать камнями в художника. Но вот шум стих, а люди продолжали смотреть на Зорьку. Кто-то удивлённо произнёс, что раньше не замечал, что Зорька так прелестна. Люди по-новому посмотрели на девушку, и каждый вспомнил лучшие минуты своей жизни. Картина вызвала в зрителях прекрасные добрые чувства, а у старого брюзги погонщика на глазах появились слёзы, когда он вспомнил о первой своей встрече с женой, о своей молодости. Люди поняли, что они не умели ценить того, что у них было, что они сами сделали свою жизнь серой и безрадостной. И первым провозгласил победителя старый погонщик: «Да будет Единорог Трижды-Венчанным!»
Эта удивительная притча говорит о том, что настоящее искусство учит людей видеть прекрасное рядом, а не в заоблачных далях, учит ценить свою жизнь и жизнь своих близких. Если же произведение вызывает чувства зависти, злобы, тоски, недовольства, то его нельзя отнести к настоящему искусству, какой совершенной ни была бы изображена в этом произведении красота.
Таким образом, подлинный творец умеет найти красоту в самом обыкновенном, в том, на что никто и никогда не обращал внимания, просто проходил мимо. Пропуская через своё сердце, через призму любви к миру и людям всё, что его окружает, художник своим искусством ведёт окружающих к совершенству, учит добру и любви.