Пример сочинения по направлению «Искусство и ремесло».
В чём разница между ремеслом и искусством?
Подлинное произведение искусства создаёт художник, наделённый даром свыше, его не волнует земная суета, низкие материальные интересы, он не расходует свой талант на ремесленные поделки. Его волнует прекрасное, которое он умеет находить в самом обыкновенном. Ремесленник же создаёт свои произведения по шаблону, не проявляя творческой инициативы. Нелегко сохранить свой талант, не поддаться соблазнам и искушениям, для этого нужно иметь мужество художника.
Такого мужества не имел герой повести Н. В. Гоголя «Портрет». В центре повествования судьба художника Чарткова, наделённого от природы талантом, но живущего в бедности. Профессор предупреждал своего ученика о том, чтобы тот не превращался в модного живописца, но эти советы оказались напрасны. Благодаря случайно купленному портрету старика в азиатском халате с живыми глазами, словно врезанными в полотно, юноша разбогател и не смог устоять перед соблазном богатства и славы. Чартков стал создавать портреты богатых клиентов, не думая об истинном искусстве, а только выполняя пожелания заказчиков, он превратился в простого ремесленника. Когда же модный живописец увидел работу своего товарища, словно сошедшую с небес, к нему пришло позднее раскаяние и прозрение. Он пытался создать нечто подобное, но у него ничего не получилось, так как кисть невольно возвращалась к затверженным формам, а руки складывались на один заученный манер. В Чарткове разлились желчь и зависть, он скупал лучшие картины, дома набрасывался на них с бешенством тигра и резал полотна в ярости на куски. Страсти и припадки безумия погубили художника окончательно.
Эта трагическая история учит тому, что богатство и слава ещё не являются основанием для создания шедевра, напротив, человеческие страсти разрушают душу художника, и он утрачивает искры своего таланта.
В чём истинное назначение искусства? Можно ли его отличить от ремесла? Создавая произведение искусства, должен ли художник служить обществу и отвечать общественным потребностям, или же он обращается к тому, что дорого и близко ему? В рассказе А. П. Чехова «Дом с мезонином» между рассказчиком, от лица которого идёт повествование, и Лидией Волчаниновой, живущей с матерью и младшей сестрой в своём имении, в доме с мезонином, идёт постоянный спор о том, что должно являться предметом искусства. Лидия не любила художника за то, что он пейзажист и в своих картинах не изображает народных нужд. Женя же, которую в доме звали по-домашнему Мисюсь, поддерживала мнение художника, хотя открыто не спорила с старшей сестрой.
Таким образом, искусство не должно выполнять социальный заказ, иначе оно превратится в ремесло. Художественное произведение должно вводить человека в область прекрасного, вызывать вопросы о смысле жизни, обогащать не только красотой, но призывать к деятельному добру.
В заключение подчеркнём, что подлинное произведение искусства способствует совершенствованию человека, рождает благородные чувства. Настоящему художнику необходимо обладать стойкостью, не поддаваться соблазну и меркантильным интересам, честно и бескорыстно служить искусству, тогда он не превратится в ремесленника.