Пример сочинения по направлению: "Мечта и реальность".
На первый взгляд, кажется, что мечта и реальность – это прямо противоположные понятия. Мечта – это нечто нереальное, созданное в нашем воображении. Мы мысленно представляем себя на берегу моря, уже слышим шорох прибоя… Но вдруг возвращаемся в реальность и видим, что за окном проезжают, шурша шинами, машины. Нас ожидает разочарование. Действительность, окружающая нас, не отвечает нашим мечтаниям. По-разному относится человек к мечте. Кто-то лишь находится в мире своего воображения, ничего не предпринимая для реализации своей мечты. Кто-то мечту превращает в цель и неуклонно идёт к выполнению намеченной задачи. Кто вызывает большее уважение: тот, кто воплотил мечту в жизнь, иди тот, кто так и остался в мире мечтаний? Вопрос спорный и ответ неоднозначный. Попытаюсь найти на него ответ.
В рассказе А. П. Чехова «Крыжовник» мелкий чиновник, прозябающий в казённой палате, мечтал о жизни в своём имении на лоне природы. Пределом его мечтаний был собственный крыжовник, выращенный на участке. Неутомимо шёл он к исполнению своей мечты: во всём ограничивал себя, женился на некрасивой вдове с состоянием и построил свою семейную жизнь на страшной экономии, доведя супругу до могилы. Наконец настал счастливый для Николая Ивановича Чимши–Гималайского день: он приобрёл имение, насадил кусты крыжовника, а спустя некоторое время мог уже насладиться вкусом собственных ягод. Но родной брат новоявленного помещика увидел печальное зрелище. Николай Иванович превратился в сытое самодовольное существо, лишённое всякой духовности. Ветеринарный врач Иван Иванович убеждён, что счастья быть не может, потому что вкруг много страдающих людей. Он уверен, что около каждого довольного человека должен стоять кто-то с молоточком, чтобы стуком напоминать о страдающих и нуждающихся бедняках.
Этот пример говорит о том, что мечта обязана быть высокой и благородной, она не должна вести мечтателя к духовной деградации.
Мечты другого героя имеют нечто сходное с мечтаниями героя рассказа Чехова «Крыжовник». В романе И. А. Гончарова «Обломов» Илья Ильич тоже мечтал, лёжа на диване в восточном халате, о жизни в деревне. Но в этих мечтах он видел себя семейным человеком, окружённым детьми, представлял тёплые отношения с женой и друзьями. Природа, любовь, семья, дружба, искреннее взаимное расположение – вот что представлял себе герой в полудрёме. Но, к сожалению, Обломов ничего не делал, чтобы воплотить мечту в реальность, он был слишком слаб, безволен, апатичен. Свою Обломовку в миниатюре он нашёл на Выборгской стороне в доме вдовы Агафьи Матвеевны Пшеницыной. В душе героя постепенно закрылся свет, и он тихо и бездеятельно доживал свои дни, покойно укладываясь «в гроб своего существования». Но герой Гончарова не утратил своей человечности, сохранил хрустальную чистоту своего сердца, и это главное.
В этом примере показано, что для человека важнее должно быть не исполнение мечты, а сохранение в себе нравственных качеств.
Таким образом, мечта у человека должна быть высокая, благородная, направленная не только на личное счастье, но и на благо окружающих. Мечта должна возвышать человека, делать его совершеннее, духовно чище. А чтобы воплотить свою мечту в жизнь, нужно обладать целеустремлённостью, силой воли, решительностью, трудолюбием. Несомненно, большего уважения заслуживает тот, кто в погоне за мечтой не растратил свои лучшие душевные качества.