Проблема ценности детства. По Д. Гранину
Детство… Чудесная, невозвратимая пора. Как часто не хватает нам теплоты и очарования, искренности и свежести чувств этого золотого периода жизни. Писатель Даниил Гранин прожил долгую жизнь, участвовал в Великой Отечественной войне, но именно детство возвращается чаще всего ему в памяти.
Раскрывая проблему ценности детства, автор обращается к личным воспоминаниям. Писатель спорит с общеизвестным утверждением о том, что детство – всего лишь подготовка к взрослой жизни. Для него это не так. Д. Гранин считает, что детство – это самостоятельное царство. Что же больше всего привлекает писателя в детстве? Прежде всего это свобода от каких-либо обязанностей. Это не только внешняя, но и внутренняя свобода. Ещё один факт привлекает рассказчика в «золотой поре» человечества – «восторг перед своим существованием под этим небом». Автор не скупится на описание пейзажных деталей: трава, ягоды, гуси, муравьи, облака, - чтобы подчеркнуть, что в детстве всё это воспринимается по-особому.
Автор подводит нас к мысли о том, что ценность детства заключается в его независимости, самостоятельности, жалеет, что человек забывает об этой своей неповторимой поре и не умеет радоваться жизни так, как это было в детстве.
Мне близка мысль автора о высоком предназначении детства. Я, пожалуй, соглашусь с тем, что «счастливая, невозвратимая пора» - это отдельное царство-государство со своими порядками и законами.
В литературе есть немало произведений, посвящённых детству. В рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой» главный герой – мальчик-сирота, которого воспитывают дедушка и бабушка. Мальчик должен был набрать туесок ягод, чтобы бабушка продала их, а на вырученные деньги купила внуку пряник конём. Рассказчик описывает целый день, проведённый в компании двоюродных братьев и сестры. Это был яркий солнечный день, проведённый весело и беззаботно, полный новых впечатлений. Но это был и урок для мальчика, потому что он захотел обмануть бабушку и набить туесок травой, только сверху присыпав ягодами. Ребёнок потом искренне раскаялся в своём проступке и был прощён бабушкой.
Подводя итог всему сказанному, хочу добавить, что детство – не только беззаботное время, но и период, когда маленький человечек получает нравственные уроки на всю жизнь.
Текст Д. А. Гранина:
(1)Детство редко даёт возможность угадать что-либо о будущем ребёнка. (2)Как ни пытаются папы и мамы высмотреть, что получится из их дитяти, нет, не оправдывается. (3)Все они видят в детстве предисловие к взрослой жизни, подготовку. (4)На самом же деле детство – самостоятельное царство, отдельная страна, независимая от взрослого будущего, от родительских планов, она, если угодно, и есть главная часть жизни, она основной возраст человека. (5)Больше того, человек предназначен для детства, рождён для детства, к старости вспоминается более всего детство, поэтому можно сказать, что детство – это будущее взрослого человека.
(6)Детство было самой счастливой порой моей жизни. (7)Не потому, что дальше было хуже. (8)И за следующие годы благодарю судьбу, и там было много хорошего. (9)Но детство отличалось от всей остальной жизни тем, что тогда мир казался мне устроенным для меня, я был радостью для отца и матери, я был не для кого, не было ещё чувства долга, не было обязанностей, ну сопли подобрать, ну спать лечь. (10)Детство безответственно. (11)Это потом стали появляться обязанности по дому. (12)Сходи. (13)Принеси. (14) Помой… (15) Появилась школа, уроки, появились часы, время.
(16)Я жил среди муравьёв, травы, ягод, гусей. (17)Я мог лежать в поле, лететь среди облаков, бежать неизвестно куда, просто мчаться, быть паровозом, автомобилем, конём. (18)Мог заговорить с любым взрослым. (19)Это было царство свободы. (20)Не только наружной, но и внутренней. (21)Я мог часами смотреть с моста в воду. (22)Что я там видел? (23)Подолгу простаивал в тире. (24)Волшебным зрелищем была кузня.
(25)Любил в детстве часами лежать на тёплых бревнах плота, смотреть в воду, как играют там в рыжеватой глубине, поблескивают уклейки.
(26)Повернешься на спину, в небе плывут облака, а кажется, что плывет мой плот. (27)Под бревнами журчит вода, куда плывет – конечно, в дальние страны, там пальмы, пустыни, верблюды. (28)В детских странах не было небоскребов, автострад, была страна Фенимора Купера, иногда Джека Лондона – у него снежные, метельные, морозные.
(29)Детство – это чёрный хлеб, теплый, пахучий, такого потом не было, он там остался, это зелёный горох, это трава под босыми ногами, это пироги с морковкой, ржаные, с картошкой, это домашний квас. (30)Куда исчезает еда нашего детства? (31)И почему она обязательно исчезает? (32)Маковки, постный сахар, пшённая каша с тыквой…
(33)Столько было разного счастливого, весёлого… (34)Детство остаётся главным и с годами хорошеет. (35)Я ведь там тоже плакал, был несчастен. (36)К счастью, это начисто забылось, осталась только прелесть той жизни. (37)Именно жизни. (38)Не было ни любви, ни славы, ни путешествий, только жизнь, чистое ощущение восторга своим существованием под этим небом. (39)Ещё не осознана была ценность дружбы или счастье иметь родителей, всё это позже, позже, а там, на плоту, только я, небо, река, сладкие туманные грёзы…
(По Д. А. Гранину)