Сочинение ЕГЭ:
Б. Екимов известен широкому кругу читателей как писатель, в произведениях которого затрагиваются нравственные проблемы современного общества. Интересно, что в предложенном мне тексте автор неожиданно поднимает не менее важную сегодня проблему экологии языка.
Рассуждая о том, насколько глубоки корни этой проблемы, писатель отмечает, что она волновала «могучих витий веков прошлых» и показывает два взгляда на отношение к изменениям в языке. С одной стороны те, кто считает, что язык доведён до «деградации», «ослабления», а то и непременной «гибели». Сторонники другой точки зрения (и автор в том числе) не сомневаются: «могучее дерево русского языка» не в силах пошатнуть никакие «ветра». Чтобы показать массу, мощь, энергию великого языка, Б. Екимов использует развёрнутую метафору, сравнивая его с могучим океаном, из которого «черпают щедро, но дна, слава Богу, не видно». Особое внимание публицист уделяет журналистике, считая, что она способна оказывать как положительное влияние, так и пагубное. И если первое он уподобляет сохранению живой воды в родниках, то второе - химическим производствам, губящим окружающее ядовитыми отходами.
Позиция автора не вызывает сомнений. Б. Екимов убеждён в том, что все рождённые русской землёй и принявшие в дар наш великий язык, должны «в меру сил и возможностей» своих достойно им распорядиться.
Трудно не согласиться с точкой зрения писателя. Я уверен в том, что необходимость борьбы за чистоту речи обусловлена не только стремлением к его красоте и выразительности, но и к созданию правильной языковой среды.
Обосновать свою точку зрения мне бы хотелось, обратившись к нашумевшей в своё время повести П. Санаева «Похороните меня за плинтусом». История главного героя, девятилетнего Саши Савельева, показывает, какое значение имеет языковая среда для становления личности. «Карлик-кровопийца», «тяжкая крестяга», «проклятая сволочь» – это далеко не все слова, которые каждый час, каждый день слышал мальчик. Трудно представить, что ребёнок, выросшей в такой среде, сможет стать самодостаточной личностью, человеком, уверенным в себе, счастливым. Знакомство с жизнью его несостоявшейся мамы – «чумочки» не оставляет сомнений: немаловажную роль в становлении характера может сыграть языковая среда, в которой мы развиваемся.
Аргументируя свою позицию, мне бы хотелось обратиться к словам настоятеля церкви Казанской Божией матери, отца С.Стольникова, который уверен: современная языковая среда , приметой которой стало сквернословие – культурная катастрофа! Автор анализирует сферу распространения так называемой матерщины и приходит к неутешительному выводу: «мат ныне неизбирателен» по полу, возрасту, социальному статусу. Не случайно священнослужитель обращается к мыслям историка 17 века И Тимофеева, который к таким грехам, как ложь, лицемерие, клятвопреступление причислял и «скверные слова».
Происходящее в языке сегодня показывает, что 21 век не принёс избавления от этого порока. Безусловно, стоит прислушаться к словам С.Стольникова, который призывает нас избавляться от этой «лингвистической прерогативы пьяного грузчика».
Текст Б. Екимова обращён к каждому из нас и позволяет задуматься о том, насколько важно, «понимая малую свою силу», сохранять чистоту родного языка.
Текст Б. П. Екимова:
(1)Дискуссии о состоянии русского языка ведутся ещё со времён могучих витий веков прошлых: А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, А.И. Герцена, В.Г. Белинского, Ф.М. Достоевского. (2)Ныне для нас их споры, размышления о судьбе родного языка являются высокими уроками русской литературы, человеческой мысли.
(3)А что до «деградации», «ослабления», а то и непременной «гибели» русского языка, литературы – это не более чем гипербола, основанная довольно часто на искренней, естественной и понятной тревоге за судьбы своего народа, особенно во времена перемен, потрясений.
(4)Нынешние потрясения и глубокие перемены в России происходят, на мой взгляд, скорее в умах и душах людей. (5)Для русского же языка они мне представляются не очень значительными, если вспомнить такие испытания, как «монгольское нашествие» или петровское «окно в Европу».
(6)«Восточный ветер» да «западный ветер» приходят и уходят, не в силах пошатнуть укоренённое в веках и на широких просторах могучее древо русского языка, лишь освежая его, а значит, усиливая.
(7)В подобных случаях, испытаниях могучий океан великого языка
(и не только русского) своей несравнимой с пришельцами массой, мощью, энергией, мерной и неустанной работой огранит, отшлифует чужие слова, пристраивая их к собственным нуждам, окропит живыми ключами родной земли, принимая в народную речь, письменность, художественную литературу. (8)Так было. (9)Видимо, так и будет. (10)Двести тысяч слов одного лишь словаря В.И. Даля – разве не океан? (11)Чужое перетрёт, перемелет, а грязное с пеною выбросит. (12)Рядовой, нынешний, орфографический словарь, и тот – сто тысяч слов, каждое из которых – не старая плесень, а живая речь, которая, конечно, богаче любых словарей, недаром из неё черпают щедро, но дна, слава Богу, не видно. (13)Русский язык не только живёт, но животворит!
(14)Одно из химических производств свои, конечно же ядовитые, отходы давно и поныне закачивает в глубокие земные пласты, губя воды живые. (15)Укорам да упрёкам не внемлют. (16)Главное для них – прибыль.
(17)На этой же земле, сохраняя воды живые, ребятишки-школьники хуторов Малоголубинского, Пятницкого и других, конечно же с учителями, земные родники да ключи берегут, чистят их. (18)Каждому – своё.
(19)То же – в нашей литературе, журналистике, которые, конечно же, влияют на состояние русского языка. (20)Тут дело в совести и, главное, в таланте. (21)Толстой, Тургенев, Шолохов, Шукшин не ставили себе задачей охранение русского языка. (22)У них это получалось естественно, потому что они были рождены русской землёй, от которой приняли великий дар и достойно им распорядились. (23)Вот и всё объяснение. (24)Для меня лично оно основательно. (25)В меру сил и возможностей следую ему, понимая малую свою силу.
(26)Но ведь на хуторе Малоголубинском родники расчищают вовсе малые ребятишки, из начальной школы. (27)Эти родники да ключи текут помаленьку, оживляя речки Малую Голубую, Ростошь, Еруслань, а далее –Дон, его могучие воды.
(По Б.П. Екимову*)