Проблема формирования личности ребёнка. По Н. С. Лескову. Сочинение ЕГЭ
Что влияет на формирование личности ребёнка? Какие факторы необходимо учитывать, чтобы воспитать гармонично развитую личность? Именно эти вопросы возникают при чтении текста известного русского писателя Н. С. Лескова.
Раскрывая проблему формирования личности ребёнка, автор ведёт повествование от первого лица. Рассказчик вспоминает о том периоде своего детства, когда его родители из большого городского дома переехали в маленький деревенский дом, усиленно занялись своим хозяйством, предоставив свободу сыну. Это говорит о полном доверии, которое оказывали родители ребёнку.
Кроме того, мальчик сблизился с крестьянскими детьми и взрослыми парнями, пасшими лошадей. Но больше всего он привязался к седому мельнику, охотно вступавшему в беседу. Опытный ум дедушки Ильи открывал мальчику «полный таинственной прелести мир», связанный с природой и народными преданиями про домовых и водяных. Из этого следует, что сказки, рождённые народной фантазией, общение с крестьянами, как с детьми, так и взрослыми, обогащало внутренний мир ребёнка, развивало в нём воображение, прививало нравственные качества.
Оба примера дополняют друг друга и расширяют наше представление о том, как происходит формирование личности ребёнка, переместившегося из городского пространства в сельскую местность.
Авторская позиция заключается в следующем: на формирование личности ребёнка оказывает воздействие множество факторов, важнейшими из которых являются доверительное отношение к нему родителей, общение с природой, с ровесниками, взрослыми, обладающими большим жизненным опытом.
Я полностью поддерживанию мнение автора. Действительно, родители не должны навязывать свою волю детям, относиться к ним доверительно и предоставлять им возможность расширять свой кругозор и знания о мире, общаясь как со сверстниками, так и со взрослыми людьми, которые готовы поделиться с ними своим богатым жизненным опытом. Общение с природой тоже имеет огромное значение для воспитания гармоничной личности.
Чтобы подтвердить свою позицию, приведу пример из художественного произведения. В повести Л. Н Толстого «Детство» Николай Иртеньев вспоминает о светлых, радостных и неповторимых годах лучшей поры в жизни человека. В этих воспоминаниях и уроки доброго немца Карла Ивановича, и нежная любовь матери, общение с братом Володей и сверстниками, первая охота. Эти воспоминания освежают душу рассказчика, возвышают его и заставляют забыть о невзгодах и тревогах.
В заключение хочу подчеркнуть, что детство – это важный период, в который происходит формирование личности. Доверие родителей, природа, общение с людьми – всё это воздействует на воспитательный процесс.
Текст
(1)Родители мои купили небольшое именьице в Кромском уезде. (2)Тем же летом мы переехали из большого городского дома в очень уютный, но маленький деревенский дом с балконом, под соломенною крышею. (3)Это местность степная и хлебородная, и притом она хорошо орошена маленькими, но чистыми речками.
(4)В деревне у меня сразу же завелись обширные и любопытные знакомства с крестьянами. (5)Пока отец и мать были усиленно заняты устройством своего хозяйства, я не терял времени, чтобы самым тесным образом сблизиться с взрослыми парнями и с ребятишками, которые пасли лошадей. (6)Сильнее всех моими привязанностями овладел, впрочем, старый мельник, дедушка Илья — совершенно седой старик с пребольшими чёрными усами. (7)Он охотно вступал в беседы, которые вёл отрывками, без всякой связи, но любил систему намёков и при этом подсмеивался не то сам над собою, не то над слушателями.
(8) По должности мельника дедушка Илья имел довольно близкое отношение к водяному, который заведовал нашими прудами, верхним и нижним, и двумя болотами.
(9) Дедушка Илья о нём всё знал и говорил:
— Он меня любит. (10)Он, если когда и сердит, домой придёт за какие-нибудь беспорядки, — он меня не обижает. (11)Ляг тут другой на моём месте, на мешках, — он так и сорвёт с мешка и выбросит, а меня ни в жизнь не тронет.
(12) Все молодые люди подтверждали мне, что между дедушкою Ильёю и «водяным дедкой» действительно существовали описанные отношения, но только они держались вовсе не на том, что водяной Илью любил, а на том, что дедушка Илья, как настоящий, заправский мельник, знал настоящее, заправское мельницкое слово, которому водяной повиновался так же беспрекословно, как ужи и жабы, жившие на плотине.
(13) С ребятами я ловил пескарей и гольцов, которых было великое множество в нашей узенькой, но чистой речке Гостомле; но по серьёзности моего характера более держался общества дедушки Ильи, опытный ум которого открывал мне полный таинственной прелести мир, который был совсем мне, городскому мальчику, неизвестен. (14)От Ильи я узнал и про домового, который спал на чердаке, и про водяного, который имел прекрасное и важное помещение под колёсами мельницы, и про кикимору, которая была так застенчива и непостоянна, что пряталась от всякого нескромного взгляда в разных пыльных углах сараев. (15)Меньше всех дедушка знал про лешего, потому что этот жил где-то далеко и только иногда заходил к нам в густой ракитник, чтобы сделать себе новую ракитовую дудку и поиграть на ней в тени деревьев. (16)Все эти живые и занимательные истории имели тогда для меня полную вероятность, и их густое, образное содержание до такой степени переполняло мою фантазию, что я сам был чуть ли не духовидцем. (17)Ребячий милый мир тех сказочных существ, о которых наговорил мне дедушка Илья, казался мне необходимым. (18)Лесные родники осиротели бы, если бы от них были отрешены гении, приставленные к ним народною фантазией.
По Н. С. Лескову