Сочинение по тексту:
Искренний интерес вызвала статья известного каждому школьнику писателя Ивана Андреевича Крылова. Читателю он известен как автор замечательных басен, но в данном случае выступает как публицист, исследующий сущность дружеских отношений.
Проблема истинной и ложной дружбы носит нравственно-философский характер. Конечно, у каждого из нас есть друзья, но насколько глубоки и искренни эти отношения? Как это проверить? Автор говорит: «Без дружества жизнь теряет свои приятности; человек, оставленный самому себе, чувствует в своём сердце пустоту, которую единое дружество наполнить может». То есть друзья нужны для радости. И с этим нельзя не согласиться. А как же известная пословица «друг познаётся в беде»? В сложной жизненной ситуации часто проверяются истинность отношений, цена дружбы.
Русская литература знает немало примеров настоящей дружбы. Герои романа И.А. Гончарова «Обломов» Илья Ильич и Андрей Штольц, казалось бы, совершенно разные, но при этом их связывает искренняя, проверенная временем дружба. Душевная близость, доверие и теплота лежат в основе их отношений.
Не менее искренние и тёплые чувства связывают двух других героев: Андрея Болконского и Пьера Безухова из романа Л.Н. Толстого «Война и мир». Встретившись в салоне Анны Павловны Шерер, среди лицемерных, лживых, притворных гостей, они выражают искреннюю взаимную радость, их разговор течёт естественно и просто. Они доверяют друг другу самое сокровенное, важное, скрытое ото всех.
Настоящие друзья всегда нуждаются друг в друге и готовы друг другу помочь. Они могут быть совершенно не похожи внешне, но у них есть внутреннее родство. И.А. Крылов даёт прекрасный совет: «Из тысячи умей выбрать себе друга...» Этот совет не устарел: выбирай друга умом и сердцем, цени дружбу, будь сам хорошим другом.
Текст И.А. Крылова:
(1)Во всех временах дружество почитали из числа первых благ в жизни; сие чувствование родится вместе с нами; первое движение сердца состоит в том, чтобы искать соединиться с другим сердцем, и между тем целый свет жалуется, что нет друзей. (2)С начала мира все веки вместе едва-едва произвели три или четыре примера дружества совершенного. (3)Но если все люди согласны, что дружество прелестно, почто же не ищут наслаждаться сим благом? (4)Не есть ли сие заблуждение слепого человечества и следствие развращения оного — желать блаженства, иметь его в своих руках и убегать его?
(5)Выгоды дружества блистательны сами собою: вся природа единогласно подтверждает, что они приятнейшие изо всех благ земных. (6)Без дружества жизнь теряет свои приятности; человек, оставленный самому себе, чувствует в своём сердце пустоту, которую единое дружество наполнить может; от природы заботливый и беспокойный, в недрах дружества утишает он свои чувствования.
(7)Коль полезно пристанище дружбы! (8)Она охраняет от коварства людей, которые почти все непостоянны, обманчивы и лживы. (9)Первое достоинство дружбы есть вспомоществовать добрым советом. (10)Сколь бы ни рассудителен кто был, но всегда нужен проводник; не должно без опасения вверяться своему собственному разуму, который страсти наши заставляют часто говорить по их воле.
(11)Древние познали всё благо любви, но они описания дружества сделали столь огромными, что заставили почитать оное за прекрасную выдумку, которой нет в природе. (12)Кажется, они худо знали свойства человека, когда умышляли прельщать его такими описаниями и заставлять искать дружбы, столь богато раскрашенной ими: они как будто позабыли, что человек более склонен знатным примером удивляться, нежели им последовать.
...(13)Первое достоинство, которое должно сыскивать в друге, есть добродетель: она-то уверяет нас в нём, что он способен к дружеству и оного достоин. (14)Не надейся нимало на ваши обязательства, как скоро не на сем основании они утверждены: ныне не выбор, но нужды соединяют людей, и для того-то нынешнее дружество так же скоро кончится, как и начинается: дружатся без разбору и ссорятся не раздумывая; ничто столь не презренно: худой выбор оказывает или дурное сердце, или дурной разум. (15)Из тысячи умей выбрать себе друга, ничто столь не важно, как сей выбор, ибо от него зависит наше благополучие.
(По И.А. Крылову)