Сочинение по тексту:
Знакомство с текстом М.В. Кравцовой позволило мне узнать о том, как воспитывали детей в семьях российских императоров, и задуматься над проблемой семейного воспитания. Автор пишет, что монаршим особам удавалось воспитать в сыновьях беззаветную любовь к Родине и ответственность за её судьбу. Меня заинтересовало, что все будущие правители получали прекрасное образование, изучали основы наук и военного дела, языки, приобщались к искусству: танцам, изящной словесности. Подданные искренне восхищались молодыми Романовыми, ибо главными их качествами были любовь к России и вера в Бога.
Как же это возможно? Как удавалось достичь таких результатов? Ведь, как пишет автор, в семьях Дома Романовых тоже допускались ошибки.
М.В. Кравцова даёт ответ на этот вопрос. Главное, по мнению автора, это пример отца и воспитание детей в «страхе Божии», то есть в уважении к православным ценностям, моральным нормам и труду.
Я абсолютно согласен с автором в том, что для воспитания в ребёнке лучших качеств необходим пример родителей и забота об учёбе подрастающего члена семьи. Известно, что и до правления династии Романовых русские князья показывали детям пример достойной жизни и оставляли наказы потомкам о праведной жизни в труде. Об этом говорят дошедшие до наших дней памятники древнерусской культуры. Так, князь Владимир Мономах оставил нравственный завет своим детям — «Поучение», призывая их иметь страх Божий в сердце и творить добро, не лениться, помогать ближним, уважать старших и усердно накапливать знания.
Литературным примером, подтверждающим тезис о важности роли отца в воспитании мальчика и юноши, является история Андрея Штольца, героя романа И.А. Гончарова «Обломов». Отец-немец, отличающийся трудолюбием, пунктуальностью, аккуратностью, воспитал, благодаря личному примеру и вовлечению мальчика в активную деятельность, такие качества и у своего сына, что позволило Андрею в будущем стать человеком дела, надёжным другом и защитником для своей семьи.
Думаю, что пример семьи Романовых, описанный в тексте М.В. Кравцовой, и многочисленные литературные и исторические факты позволяют сделать вывод: воспитание достойного гражданина возможно тогда, когда он видит перед собой положительный пример родителей и с детства приобщается к труду.
Текст М.В. Кравцовой:
(1)Беззаветная любовь к России, чувство ответственности за её судьбу... (2)Эти качества сумели привить собственным примером своим сыновьям и Павел Первый, и Николай Первый, и Александр Второй... (3)Про Николая Первого фрейлина А.Ф. Тютчева вспоминает: «Этот человек, который был глубоко и религиозно убеждён в том, что всю свою жизнь он посвящает благу родины, который проводил за работой восемнадцать часов в сутки из двадцати четырёх, трудился до поздней ночи, вставал на заре, спал на твёрдом ложе, ел с величайшим воздержанием, ничем не жертвовал ради удовольствия и всем ради долга, и принимал на себя больше труда и забот, чем последний подёнщик из его подданных...». (4)Этот человек, воспитывая своего сына, будущего Александра Второго, главной своей задачей ставил развитие в мальчике чувства долга перед Россией, перед будущими подданными. (5)Не удивительно, что он сумел этого добиться, так как благой отцовский пример всегда был перед глазами у юного цесаревича.
(6)Все великие князья, будущие монархи, получили прекрасное образование, часто обучение начиналось ещё в раннем возрасте, и к семи-восьми годам дети уже владели грамотой, арифметикой, начатками иностранных языков. (7)Затем их ждало изучение самых разнообразных дисциплин, для чего приглашались именитые, сведущие в своём деле преподаватели.
(8)Для юношей обязательна была военная подготовка, однако учили их и танцам, и изящной словесности, и всему, что обязан был знать хорошо воспитанный молодой человек. (9)Правители Дома Романовых вызывали искреннее восхищение у подданных, которые награждали их лестными эпитетами отнюдь не просто так. (10)Монархи действительно служили возвышающим примером — как всему народу, так и собственным сыновьям.
(11)Русские императоры, начиная с Павла Петровича, были прекрасными мужьями и отцами. (12)А что может быть лучше для нравственного развития ребёнка, для его воспитания как Человека, чем ощущать тепло семейной атмосферы, наблюдать заботу домочадцев друг о друге, чувствовать их любовь по отношению к себе и учиться ответственности за тех, кто тебе дорог?
(13)Нет, нельзя сказать, что в семьях Дома Романовых было всё идеально, что августейшие родители не допускали никаких ошибок в воспитании своих детей, что никогда не случалось трений между младшим и старшим поколениями. (14)Всё это, безусловно, было. (15)И всё-таки главное в этих семьях без труда прививалось детям — любовь к Богу, любовь к Родине.
(16)«Детей воспитай в страхе Божии. (17)Старайся о учении их в науках, потребных к их званию», — писал в обращённом к жене завещании император Павел Первый. (18)А спустя десятилетия его потомок завещает своему сыну, которому суждено стать святым Русской православной церкви: «Укрепляй семью, потому что она основа всякого государства...».
(По М.В. Кравцовой)