Проблема исторической памяти. По В. Быкову
Почему важно сохранять историческую память? Именно этот вопрос волнует советского белорусского писателя Василя Быкова, участника Великой Отечественной войны.
Раскрывая проблему исторической памяти, автор знакомит нас с двумя героями, свидетелями давно минувшей войны. Одна из них – пожилая женщина из лесной белорусской деревушки. Когда-то она, молодая девушка, собрала под своей крышей осиротевших на войне ребятишек и вырастила их. Не случайно автор рассказывает об этой женщине, совершившей неприметный подвиг. Всё дальше уходит от нас война, но память о ней жива в сознании тех, кто был её очевидцем. Но всё-таки человеческая память имеет пределы. Редеют ряды ветеранов, которые могли бы подробно и в деталях рассказать о минувших событиях.
Второй пример, который приводит автор, чтобы полнее раскрыть проблему сохранения исторической памяти, связан с именем бывшего командира батареи Ивана Григорьевича Ущаповского, который прошёл войну от первого дня до последнего. Заслугой этого человека автор считает тот факт, что ветеран, обладая уникальной памятью, записал тысячи страниц воспоминаний о былом. Автор убеждён, что каждый, кто прошёл войну, кто пережил её на оккупированной территории, должен передать свои воспоминания следующим поколениям.
Василь Быков убеждён, что нужно сохранять историческую память, нельзя забывать о важных исторических событиях, особенно о подвиге советского народа в годы Великой Отечественной войны.
Невозможно не согласиться с мнением писателя, так как уроки войны должны быть усвоены, нельзя, чтобы подобная трагедия повторилась. Наш долг – изучать свою историю, чтить своих предков, защищавших Родину и подаривших нам мирное небо над головой.
В повести Василя Быкова «Обелиск» проблема сохранения исторической памяти раскрывается на примере учителя Павла Миклашевича. Во время войны он был совсем ещё мальчишкой и участвовал в диверсии против предателя по прозвищу Каин. Немцы схватили детей, а учителя Алеся Мороза успели предупредить, и он ушёл к партизанам в лес. Но воспитатель юных душ не мог оставить своих детей одних в последнюю минуту перед казнью и добровольно пришёл к немцам. Этот факт восприняли как предательство. Дети и учитель были казнены, а Павлику, благодаря учителю, удалось бежать. После войны Миклашевич посвятил свою жизнь не только воспитанию детей, работая учителем в школе и продолжая прекрасное дело своего воспитателя, но и цели восстановления справедливости. Он добился того, чтобы и имя Алеся Мороза было на обелиске рядом с именами казнённых учеников.
Таким образом, сохранение исторической памяти является важнейшей нравственной задачей нашего общества. От этого зависит и наше будущее.
Текст В. В. Быкова:
(1)В неприметной лесной деревушке возле большой белорусской реки живёт нестарая ещё женщина. (2)У неё добротный, отстроенный в послевоенное время дом, некогда разноголосо звучавший ребячьими голосами. (З)Теперь здесь тишина, небольшое хозяйство, и досуг заполнен воспоминаниями о том давнем военном лете, когда эта женщина, тогда молоденькая девушка, потерявшая родителей, собрала под уцелевшей крышей полдюжины осиротевших на войне ребятишек, на долгие годы став для них матерью, старшей сестрой, воспитательницей...