Проблема изменения жизни к лучшему. По М. Горькому. Сочинение ЕГЭ
Должен ли человек, стремящийся изменить жизнь к лучшему, сопровождать своё желание поступками? Помогут ли одни слова без подкрепления делами усовершенствовать человеческое существование? Именно эти вопросы возникают при чтении текста М. Горького.
Раскрывая проблему изменения жизни к лучшему, автор ведёт повествование от первого лица. В дни зимних вьюг рассказчик в мастерской с жадностью слушал рассказы рабочих о том, что жизнь плоха и надо жить лучше. Но он понимал, что желание жить лучше ни к чему не обязывает участников разговоров. Чужие речи рождали ощущение унылой пустоты, бессмысленности слов. Из этого следует, что рабочие в мастерской, осознавая пустоту и ничтожность своего существования, не прикладывали никаких усилий, чтобы изменить жизнь к лучшему.
Далее приводится конкретный пример: под ушатом для помоев прогнила половица, из-под пола несло запахом прокисшей земли. Люди часто говорили о том, что нужно заменить половицу, но отверстие становилось шире, в дыру проникал холод, люди простужались и болели, но не производили ремонта дырявых полов. Этот пример ясно говорит о том, что пустые речи, не подкреплённые делами, бессмысленны и не делают быт комфортнее.
Оба примера относятся друг к другу, как частное к целому. В первом случае анализируются пустые разговоры рабочих, которые не прикладывают усилий для совершенствования своего быта. Во втором случае исследуется конкретный пример, когда нужно произвести действие, чтобы починить половицы и избавиться от сквозняка в помещении, но этого не происходит.
Авторская позиция заключается в следующем: одни разговоры не способны изменить жизнь к лучшему, слова не должны расходиться с делами и поступками.
Я полностью поддерживанию мнение автора. Действительно, чтобы добиться поставленной цели, нужно совершать поступки и действия, ведущие к выполнению задачи, только тогда жизнь станет лучше.
Чтобы подтвердить свою позицию, приведу пример из художественного произведения. В романе И. А. Гончарова «Обломов» главный герой, лёжа на диване, размышляет об идеальной жизни в деревне на лоне природы, строит планы преобразований, но он теряется в массе бытовых неурядиц, не способен даже написать письмо в Обломовку управляющему или пойти в казённую палату. Даже переезд на другую квартиру пугает ленивого и апатичного помещика. В финале он так и остаётся в доме вдовы коллежского асессора Агафьи Матвеевны Пшеницыной на Выборгской стороне, отказавшись от своей мечты, и умирает от апоплексического удара вследствие обильных обедов, дневного сна и малоподвижного образа жизни.
В заключение хочу подчеркнуть, что слова не должны расходиться с делами. Недаром гласит русская пословица: «Под лежачий камень и вода не течёт». Нужно неустанно трудиться, чтобы воплотить свои мечты в жизнь.
Текст
(1)В дни зимних вьюг, когда вся земля, всё на земле: дома, деревья — тряслось, выло, плакало, скука вливалась в мастерскую волною, тяжкой, как свинец, давила людей, умерщвляя в них всё живое.
(2)Трезвый, Капендюхин неутомимо издевался над Ситановым, высмеивая его страсть к стихам и его несчастный роман, грязно, но безуспешно возбуждая ревность. (3)Ситанов слушал издёвки казака молча, безобидно, а иногда даже сам смеялся вместе с Капендюхиным.
(4)Спали они рядом и по ночам долго шёпотом беседовали о чём-то.
(5)Эти беседы не давали мне покоя: хотелось знать, о чём могут по-дружески говорить люди, так непохожие один на другого? (6)Но, когда я подходил к ним, казак ворчал:
— Тебе чего надо? (7) А Ситанов точно не видел меня. (8)Но однажды они позвали меня, и казак спросил: — Максимыч, ежели бы ты был богат, что бы сделал? — (9)Книг купил бы. — 10 А ещё? — (11) Не знаю.
— (12) Эх, — с досадой отвернулся от меня Капендюхин, а Ситанов спокойно сказал: — Видишь — никто не знает: ни старый, ни малый! (13)Я тебе говорю: и богатство само по себе — ни к чему! (14)Всё требует какого-нибудь приложения…
(15)Я спросил: — О чём вы говорите? — (16)Спать неохота, вот и говорим, — ответил казак. (
17)Позднее, прислушавшись к их беседам, я узнал, что они говорят по ночам о том же, о чём люди любят говорить и днём: о Боге, правде, счастье, о глупости и хитрости женщин, о жадности богатых и о том, что вся жизнь запутана, непонятна.
(18)Я всегда слушал эти разговоры с жадностью, они меня волновали, мне нравилось, что почти все люди говорят одинаково: жизнь — плоха, надо жить лучше!
(19)Но в то же время я видел, что желание жить лучше ни к чему не обязывает, ничего не изменяет в жизни мастерской, в отношениях мастеров друг ко другу.
(20)Все эти речи, освещая предо мною жизнь, открывали за нею какую-то унылую пустоту, и в этой пустоте, точно соринки в воде пруда при ветре, бестолково и раздражённо плавают люди, те самые, которые говорят, что такая толкотня бессмысленна и обижает их.
(21)Рассуждая много и охотно, всегда кого-нибудь судили, каялись, хвастались и, возбуждая злые ссоры из-за пустяков, крепко обижали друг друга. (22)Пытались догадаться о том, что будет с ними после смерти, а у порога мастерской, где стоял ушат для помоев, прогнила половица, из-под пола в эту сырую, гнилую, мокрую дыру несло холодом, запахом прокисшей земли, от этого мёрзли ноги; мы с Павлом затыкали эту дыру сеном и тряпками. (23)Часто говорили о том, что надо переменить половицу, а дыра становилась всё шире, во дни вьюг из неё садило, как из трубы, люди простужались, кашляли. (24)Жестяной вертун форточки отвратительно визжал, его похабно ругали, а когда я его смазал маслом, Жихарёв, прислушавшись, сказал: — Не визжит форточка, и — стало скушней…
(25)Приходя из бани, ложились в пыльные и грязные постели — грязь и скверные запахи вообще никого не возмущали. (26)Было множество дрянных мелочей, которые мешали жить, их можно было легко извести, но никто не делал этого.
(27)Часто говорили: — Никто людей не жалеет, ни Бог, ни сами себя…
(28)Но когда мы, я и Павел, вымыли изъеденного грязью и насекомыми, умирающего Давидова, нас подняли на смех, снимали с себя рубахи, предлагая нам обыскать их, называли банщиками и вообще издевались так, как будто мы сделали что-то позорное и очень смешное.
По М. Горькому