Проблема непонимания во взаимоотношениях людей. И. П. Цыбулько – 2023. Вариант 20
(«Ты часто жаловался мне, что тебя «не понимают!»).
Почему у человека возникает ощущение, что его не понимают? Как можно преодолеть это ощущение? Возможно ли, что чувство непонимания связано с мировосприятием самого человека, который и сам себя не понимает? Каким образом ощущение непонимания зависит от воспитания? Нужно ли обращаться за помощью к близкому человеку? Именно эти вопросы возникают при чтении текста русского классика А. П. Чехова.
Раскрывая проблему непонимания во взаимоотношениях людей, автор использует форму эпистолярного жанра. Его текст является ответом на жалобы автора письма, который утверждает, что его не понимают. Он с иронией пишет своему адресату, что даже Гёте и Ньютон не жаловались на отсутствие понимания, и, возражая, подчёркивает, что окружающие отлично понимают брата, просто он сам себя не понимает. Значит, причина ощущения человеком непонимания окружающими кроется в нём самом, нужно прежде всего хорошо понимать себя.
Рассказчик в письме даёт подробную характеристику своему брату, отмечая его положительные качества, главное из которых – талант. Но основная проблема адресата – крайняя невоспитанность. Чтобы «чувствовать себя в своей тарелке в интеллигентной среде, чтобы не быть среди неё чужим и самому не тяготиться ею, нужно быть известным образом воспитанным». Воспитанные люди «уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы». А самое главное – воспитанные люди никогда не скажут, что их не понимают. Отсюда следует, что непрерывный труд души, преодоление своих недостатков помогут избавиться от ощущения непонимания окружающими.
Оба примера имеют причинно-следственную связь. Если в тебе возникает ощущение того, что тебя никто не понимает, займись своим воспитанием, измени прежде всего своё отношение к себе и к другим людям.
Авторская позиция заключается в следующем: у человека возникает ощущение, что его не понимают, потому что он крайне не воспитан. Преодолеть это ощущение можно только нравственной работой над собой, анализом своих отрицательных качеств и исправлением тех черт характера, которые мешают в общении с людьми.
Нельзя не согласиться с мнением автора. Действительно, чувство непонимания связано с мировосприятием самого человека, который и сам себя не понимает. Ощущение непонимания зависит от воспитания, поэтому нужно заняться прежде всего привитием себе снисходительности, мягкости, уступчивости, уважительности, тех качеств, которые помогут найти общий язык с окружающими.
Чтобы подтвердить свою точку зрения, приведу пример из литературы. В рассказе А. П. Чехова «Ионыч» главный герой разочаровался в любви, когда получил отказ от Катерины Ивановны Туркиной. Но он быстро заполнил своё существование страстью к приобретательству. Земский доктор превратился в молчаливого идола и получил в обществе прозвище «надутый поляк». Старцев жалуется на окружение, уверен, что его никто не понимает, и поэтому он избегает общения с другими. Он не осознаёт, что страсть к накопительству опустошила его душу, что он должен не жаловаться на непонимание, а изменить себя, освободиться от дурных привычек и стать милосерднее и добрее.
Мы приходим к выводу, что каждый из нас должен заняться своим воспитанием, а если возникает ощущение того, что тебя не понимают, нужно обратиться за помощью к близкому человеку, который непременно даст добрый совет.
(1)Ты часто жаловался мне, что тебя «не понимают!». (2)На это даже Гёте и Ньютон не жаловались... (3)Тебя отлично понимают... (4)Если же ты сам себя не понимаешь, то это не вина других.
(6)Уверяю тебя, что, как брат и близкий тебе человек, я тебя понимаю и от всей души тебе сочувствую. (6)Все твои хорошие качества я знаю как свои пять пальцев, ценю их и отношусь к ним с самым глубоким уважением. (7)Я, если хочешь, в доказательство того, что понимаю тебя, могу даже перечислить эти качества. (8)По-моему, ты добр до тряпичности, великодушен, не эгоист, делишься последней копейкой, искренен. (9)Ты чужд зависти и ненависти, простодушен, жалеешь людей и животных, неехиден, незлопамятен, доверчив. (10)Ты одарён свыше тем, чего нет у других: у тебя талант. (11)Этот талант ставит тебя выше миллионов людей, ибо на земле один художник приходится только на два миллиона.