Проблема несоответствия внешности человека и его поведения. По Б. Кунину
Всегда ли дорогой изысканный костюм и престижная должность говорят о культуре и воспитанности человека? Может ли за респектабельной внешностью скрываться невоспитанный человек? Именно эти вопросы возникают при чтении текста современного писателя Бориса Кунина.
Раскрывая проблему несоответствия внешности человека и его поведения, автор рисует бытовую сценку, произошедшую в вагоне – ресторане поезда «Москва – Новосибирск». За одним столиком сидят Виталий и Сергей, глазами которого и изображена сцена в ресторане. Виталий – главный редактор и хозяин популярного журнала, одетый дорого и со вкусом, который ехал в Академгородок, чтобы взять интервью у известного американского профессора. Внешне этот «венец творения», как иронично называет его автор, производит впечатление респектабельного интеллигента. Но вот начинается «приём пищи», и изумлению Сергея нет предела. Его сосед по столику «именно жрал, а не ел и тем более не вкушал» - этот приём антонимизации синонимов помогает автору подчеркнуть, что его герой утрачивает человеческие качества и превращается в грубое пожирающее пищу животное. Автор не скупится на перечисление огромного количества блюд, которые одно за другим поглощает редактор. Сергей, наблюдая за процессом «жрачки», начинал хорошо понимать первых христиан, которые причисляли обжорство к числу смертных грехов. Но более всего героя поразило несоответствие между внешним видом Виталия и его манерами за столом: во время поглощения еды хозяин журнала «утробно крякал, громко икал, причмокивал, шумно сглатывал постоянно набегающую слюну».
Создавая эту «живописную картину», автор подводит своих читателей к следующей мысли: нередко за респектабельной внешностью может скрываться невоспитанный человек.
Я поддерживаю мнение автора и считаю, что внешний вид человека не всегда соответствует его культурному и нравственному развитию. Часто бывает так, что, несмотря на дорогой костюм и высокую должность, человек оказывается невежей, грубияном.
В заключение хочу напомнить русскую пословицу: «По одёжке встречают, по уму провожают». Респектабельный внешний вид не всегда является показателем воспитанности и интеллигентности.
Текст Б. Кунина
(1)Виталий, так звали соседа по столику в вагоне-ресторане скорого поезда «Москва — Новосибирск», был главным редактором и хозяином популярного журнала и ехал брать интервью у какого-то известного американского профессора, который в ближайшую неделю планировал прочитать несколько лекций в Академгородке.
(2)Так что первые минуты знакомства в ожидании заказанных блюд Сергей провёл за приятной, можно сказать — светской, беседой. (3)Удивило только, что Виталий несколько раз нервно оборачивался, пытаясь найти взглядом «надолго» исчезнувшего за перегородкой официанта. (4)Сергей тогда ещё подумал, что спешить-то вроде бы и некуда: до конечной станции было почти трое суток пути. (5)А если человек торопился, то вполне мог бы воспользоваться самолётом — зарплата явно позволяла.
(6)В это время принесли холодные закуски, и продолжения истории про американского научного светилу Сергей так и не услышал — Виталий занялся приёмом пищи и не стал отвлекаться на «посторонние» разговоры.
(7)Рассказывая позднее друзьям об этом случае, Сергей неизменно подчёркивал, что словосочетание «приём пищи» в данном контексте не следует понимать буквально — это было только первое, сиюминутное впечатление…
(8)Любые параллели с миром животных, как диких, так и домашних, были совершенно неуместны. (9)Да любая Хавронья проиграла бы соревнование в обжорстве с этим «венцом творения» уже через минуту после старта ввиду явного преимущества последнего. (10)Да ещё заработала пожизненное несварение желудка на нервной почве.
(11)Самому талантливому живописцу вряд ли хватило бы красок, чтобы во всей полноте запечатлеть сей процесс. (12)Да и рассказ Сергея доносил до слушателей в лучшем случае только десятую долю увиденного и услышанного.
(13)Да, там было и что послушать. (14)С неимоверной быстротой поглощая всё, лежащее на тарелках, Виталий утробно крякал, громко икал, причмокивал, шумно сглатывал постоянно набегающую слюну.
(15)Колечки репчатого лука, листики петрушки на несколько мгновений прилипали к ещё недавно иссиня чёрной и холёной бородке клинышком, быстро пропитавшейся сложно комбинированной смесью из оливкового масла, майонеза и кетчупа, чтобы позднее плавно спланировать на тарелку. (16)Наиболее «наглые» умудрялись добраться до изначально крахмально-белой салфетки, весьма предусмотрительно расстеленной на коленях Виталия, а самые продвинутые долетали даже до мелко вибрирующего пола вагона.
(17)Понятно, что на подобных «дезертиров» господин редактор даже внимания не обращал. (18)Перед ним постоянно появлялись новые «жертвы».
(19)Салат «Оливье» сменила «Шапка Мономаха», затем последовало мясное ассорти, салат из помидоров по-гречески, фаршированный перец сорта «гамба». (20)А уже на кухне дожидались своей очереди бефстроганов, яйца «Сюрприз», чорба из бараньей печёнки и лёгких, грибное рагу, котлеты по-киевски, рыба, запечённая в тесте, гювеч с бараниной в горшочке, блинчики с мясом…
(21)И это только те из блюд, которые Сергей смог идентифицировать по внешнему виду или с помощью лежавшего рядом меню; а сколько ещё осталось «безымянных». (22)Естественно, всё это запивалось недешёвым крымским вином. (23)Для улучшения усвояемости, надо понимать.
(24)Сам Сергей уже давно съел заказанный ужин, но решил досмотреть неожиданное действо до логического завершения и уже около часа молча сидел в своём кресле. (25)Наблюдая за процессом «жрачки» — другого слова просто нельзя было подобрать, ибо сидевший напротив него дорого и со вкусом одетый мужчина с чуть наметившимся животиком именно жрал, а не ел и тем более не вкушал — он прекрасно понимал первых христиан, причисливших обжорство к числу смертных грехов.
(26)Ведь в те времена несколько таких вот «виталиев» вполне могли довести до голодной смерти десятки своих соплеменников. (27)Так этот хоть старался съесть всё, что ему приносили, а история знает немало примеров тому, что потом метко отразилось в поговорке «Не съем, так понадкусываю». (28)Потом — собакам или свиньям…
(29)Конечно, сейчас другое время и, сидя за одним столом с Виталием, Сергей тоже не остался голодным. (30)Да и запаса продуктов в вагоне-ресторане хватит на всех с лихвой.
(31)Хотя и в начале третьего тысячелетия на Земле хватает стран, где люди постоянно недоедают, а дети умирают от голода. (32)Так что перечень смертных грехов явно ещё рано пересматривать.
(По Б. Кунину)