Сочинение по тексту
Выбор… Сложные вопросы, отвечая на которые, приходится выбирать между соблюдением собственных моральных принципов и получением выгоды, классифицируются как проблема нравственного выбора. О важности её рассуждает в предложенном мне тексте известный русский писатель Ю.Бондарев.
Несомненно, тема соблюдения нравственных заповедей и моральных принципов волнует многих. Достаточно вспомнить самарское волонтерское объединение «Не НАШИ дети» , занимающееся благотворительной помощью детским учреждениям, или обратиться к предложенному мне тексту. Его автор, Ю. Бондарев, рассматривает нравственный выбор на примере действий главной героини повествования – молоденькой актрисы, оказавшейся в трудной ситуации. Она отказывается нарушить свои нравственные принципы вопреки желанию хозяина дома- имеющего влияние человека. Автор акцентирует внимание читателя на разнице в положении героев. Например, актриса описывается очень хрупкой и неуверенной : «..тонкая рука ее дрожала..», «…беззащитные косточки…». Её собеседник же, напротив, представляется очень уверенным в себе, несгибаемым человеком : «…всесильный человек…», «…взглядом…твердым…».
Позиция автора явно не выражена, однако, анализируя текст, можно ее выявить. Так, например, хозяин дома описывается всесильным, непоколебимым человеком , желающим лишь удовлетворения своих потребностей. И даже его очки Ю.Бондарев назвал безжалостными! Что, как не это, может довершить образ отрицательного героя? Описание актрисы, в свою очередь, противопоставляется ему. «…по - детски краснела…», «… улыбнулась ему с жалкой робостью…», «…плечи …худенькие, узкие…» - все эти детали вызывают чувство сострадания к девушке. Мне кажется, тем самым автор высказывает сочувствие к героине и свою неприязнь к, как он пишет, «мистеру жестокость».
Я полностью согласен с позицией Ю. Бондарева. Мне не раз приходилось слышать о похожих ситуациях, в которых многим приходилось жертвовать чем-то ради соблюдения собственных моральных принципов. Проблема нравственного выбора затрагивается многими писателями, и я бы хотел отметить некоторые из них. В повести белорусского писателя Василя Быкова «Волчья стая» описана ситуация сложного нравственного выбора, перед которым оказался главный герой. Партизан Левчук оказывается в ситуации, где он должен или попытаться спасти младенца, но, возможно, быть обнаруженным вражескими солдатами, или оставить умирать ребенка и уменьшить риск собственной гибели. Герой совершает единственно верный, но от того не менее героический поступок – спасает новорождённого. Во время побега героя с ребенком им приходится ждать три дня, находясь в болоте без еды и воды, и это оказывается не напрасным – герои спасаются. Этот поступок вызывает много чувств, одно из которых – безграничное уважение к герою.
То же чувство вызывает и герой другой повести В. Быкова «Сотников». Ситуация, описанная в ней, отличается от предыдущей: здесь герой встает перед страшным выбором: предать свой отряд и спасти жизнь или умереть самому, зато дать шанс выжить другим. Выбор поистине тяжелый: перед лицом смерти сохранить человечность сможет далеко не каждый, однако для главного героя это оказывается выполнимой задачей – он жертвует собой ради других. Оба случая интересны еще и тем, что в военные годы такие ситуации случались повсеместно. Ежедневно люди жертвовали собой, чтобы спасти кого-то другого, спасти дорогих сердцу людей.
После сделанного мною анализа не остается сомнений в том, что нравственный выбор – самый тяжелый выбор в жизни человека. Проблема эта вечна, ситуации, требующие умения пожертвовать своим благом ради блага других людей, неизбежны, и, если я бы оказался в похожей ситуации , хотелось бы показать себя так же достойно , как герои повестей Василя Быкова.
Текст Ю. Бондарева
(1)Актриса была хороша собой, молоденькая, беловолосая, робко пила шампанское. (2) Девушка по-детски краснела, встречаясь с его взглядом сквозь пенсне, твёрдым, ждущим, тонкая рука её дрожала, когда подносила бокал к губам.
- (3) Я, кажется, опьянела…- сказала она, заикаясь, и улыбнулась ему с жалкой робостью.- (4) Какое ужасно крепкое…(5) У меня в голове шумит…
(6) А он, всесильный человек, нетерпеливо встал, вежливо наклонил голову с начёсанными на лысину редкими волосами, сделал несколько шагов по комнате за её спиной, затем, распахнув дубовую дверь в соседнюю комнату, сниженным голосом предложил отдохнуть.
(7) Она вздрогнула, испуганно вскинула глаза.
- (8) Что? (9) Зачем?.. (10) Вы сказали, что хотите со мной поговорить о театре…
- (11) Отдохните,- повторил он настойчиво, словно не слыша растерянного лепета её, не видя расширившихся чистых глаз.
…(12) Она даже прикрыла пуговичку на блузке дрожащими пальчиками; пуговичка была крохотной, перламутровой, цвета её волос.
- (13) Я…не хочу,- прошептала она слабыми губами.
- (14) Не хотите?- спросил он, подходя к ней сзади и, взяв её пухлыми руками за плечи, такие узкие, худенькие, что прощупывались беззащитные косточки, переспросил глухо: - Не хотите?
-(15) Нет, нет!
-(16) А чего же вы хотите?
- (17) Домой, я хочу домой…
(18)Он выпустил её, усмехнулся плоским…ртом, потом сказал:
- (19) Хорошо. (20)Вас отвезут. (21) Вы сами сделали выбор.
(22)Когда во дворе она сидела уже в машине и молодой полковник, адъютант или порученец, провожая её, с неподвижным лицом стоял возле открытой им дверцы, всесильный коротковатый человек в безжалостном пенсне вышел из особняка с огромным букетом цветов, молча подошёл и положил ей на колени этот пышный букет, обдавший сладкой свежестью.
(23)спасибо, - проговорила она обрадованно и облегчённо заулыбалась, поблагодарив за букет пприжала цветы к лицу.- (24)Вы такой добрый, внимательный…(25)Какие прекрасные цветы! (26) Спасибо вам за букет. (27) Я так рада…
(28)Это не букет,- с холодной вежливостью поправил он,- это венок.
(29)И мягко захлопнув дверцу, мистер жестокость помахал ей, прощаясь, тремя пальцами.
(30)Домой она вернулась только через восемь лет.
(По Ю. Бондареву)