Логотип сайта

Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ

  • Главная
  • Информация о сайте
  • Сочинения ЕГЭ
  • Выпускное сочинение
  • Поиск по сайту

Проблема нравственного выбора. По Ю. Бондареву

Категория: Сочинения ЕГЭ

Сочинение по тексту

Выбор… Сложные  вопросы, отвечая на которые, приходится выбирать между соблюдением собственных моральных принципов и получением выгоды,  классифицируются как проблема нравственного выбора.   О важности  её рассуждает в предложенном мне тексте известный русский писатель Ю.Бондарев.

Несомненно, тема соблюдения нравственных заповедей и моральных принципов  волнует многих.   Достаточно  вспомнить самарское волонтерское объединение «Не НАШИ дети» , занимающееся благотворительной помощью детским учреждениям, или обратиться к   предложенному мне тексту.   Его автор, Ю. Бондарев,  рассматривает нравственный выбор на примере действий главной героини повествования – молоденькой актрисы, оказавшейся в трудной ситуации.  Она отказывается нарушить свои нравственные принципы   вопреки желанию хозяина дома- имеющего влияние человека.   Автор   акцентирует внимание читателя на разнице в положении героев. Например, актриса описывается очень хрупкой и неуверенной : «..тонкая рука ее дрожала..», «…беззащитные косточки…». Её собеседник же,  напротив, представляется  очень уверенным в себе, несгибаемым  человеком : «…всесильный человек…», «…взглядом…твердым…».

Позиция автора явно не выражена, однако,  анализируя текст, можно ее выявить. Так, например, хозяин дома описывается всесильным, непоколебимым человеком , желающим лишь удовлетворения своих потребностей.  И даже его очки Ю.Бондарев назвал безжалостными!  Что, как не это, может довершить образ отрицательного героя?   Описание актрисы, в свою очередь,  противопоставляется ему. «…по - детски краснела…», «… улыбнулась ему с жалкой робостью…», «…плечи …худенькие, узкие…» - все эти детали   вызывают чувство сострадания к девушке. Мне кажется, тем самым автор высказывает сочувствие к героине и свою неприязнь к, как он пишет, «мистеру жестокость».

Я полностью согласен с позицией Ю. Бондарева. Мне не раз приходилось слышать о похожих ситуациях, в которых многим приходилось жертвовать чем-то   ради соблюдения собственных моральных принципов. Проблема нравственного выбора затрагивается многими писателями, и я бы хотел отметить некоторые  из них.  В повести белорусского писателя Василя Быкова «Волчья стая»  описана ситуация сложного нравственного выбора, перед которым оказался  главный герой. Партизан Левчук оказывается в ситуации, где он должен  или попытаться спасти младенца, но, возможно, быть обнаруженным вражескими солдатами,  или оставить умирать ребенка и уменьшить риск собственной гибели. Герой совершает единственно верный, но от того не менее героический поступок – спасает новорождённого. Во время побега героя с ребенком им приходится ждать три дня, находясь в болоте без еды и воды, и это оказывается не напрасным – герои спасаются. Этот поступок вызывает много чувств, одно из которых – безграничное  уважение к герою. 

То же   чувство   вызывает и герой другой повести В. Быкова  «Сотников». Ситуация, описанная в ней, отличается от предыдущей: здесь   герой встает перед страшным выбором: предать свой отряд и спасти   жизнь или умереть самому, зато дать шанс выжить другим. Выбор поистине тяжелый: перед лицом смерти сохранить человечность сможет далеко не каждый, однако для главного героя это оказывается выполнимой задачей – он жертвует собой ради других. Оба случая интересны еще и тем, что в военные годы такие ситуации случались повсеместно. Ежедневно люди жертвовали собой, чтобы спасти кого-то другого, спасти дорогих сердцу людей.

После сделанного мною анализа не остается сомнений в том, что нравственный выбор – самый тяжелый выбор в жизни человека.   Проблема эта  вечна, ситуации,  требующие умения   пожертвовать своим благом   ради блага других людей, неизбежны, и, если я бы оказался в похожей ситуации , хотелось бы показать себя так же достойно , как герои повестей Василя  Быкова.


Текст  Ю. Бондарева


 (1)Актриса была хороша собой, молоденькая, беловолосая, робко пила шампанское. (2) Девушка по-детски краснела, встречаясь с его взглядом сквозь пенсне, твёрдым, ждущим, тонкая рука её дрожала, когда подносила бокал к губам.
     - (3) Я, кажется, опьянела…- сказала она, заикаясь, и улыбнулась ему с жалкой робостью.- (4) Какое ужасно крепкое…(5) У меня в голове шумит…
       (6) А он, всесильный человек, нетерпеливо встал, вежливо наклонил голову с начёсанными на лысину редкими волосами, сделал несколько шагов по комнате за её спиной, затем, распахнув дубовую дверь в соседнюю комнату, сниженным голосом предложил отдохнуть.
     (7) Она вздрогнула, испуганно вскинула глаза.
   - (8) Что? (9) Зачем?.. (10) Вы сказали, что хотите со мной поговорить о театре…
   - (11) Отдохните,- повторил он настойчиво, словно не слыша растерянного лепета её, не видя расширившихся чистых глаз.
    …(12) Она даже прикрыла пуговичку на блузке дрожащими пальчиками; пуговичка была крохотной, перламутровой, цвета её волос.
      - (13) Я…не хочу,- прошептала она слабыми губами.
      - (14) Не хотите?- спросил он, подходя к ней сзади и, взяв её пухлыми руками за плечи, такие узкие, худенькие, что прощупывались беззащитные косточки, переспросил глухо: - Не хотите?
     -(15) Нет, нет!
     -(16) А чего же вы хотите?
     - (17) Домой, я хочу домой… 
(18)Он выпустил её, усмехнулся плоским…ртом, потом сказал:
   - (19) Хорошо. (20)Вас отвезут. (21) Вы сами сделали выбор.
    (22)Когда во дворе она сидела уже в машине и молодой полковник, адъютант или порученец, провожая её, с неподвижным лицом стоял возле открытой им дверцы, всесильный коротковатый человек в безжалостном пенсне вышел из особняка с огромным букетом цветов, молча подошёл и положил ей  на колени этот пышный букет, обдавший сладкой свежестью.
(23)спасибо, - проговорила она обрадованно и облегчённо заулыбалась, поблагодарив за букет   пприжала цветы к лицу.- (24)Вы такой добрый, внимательный…(25)Какие прекрасные цветы!  (26) Спасибо вам за букет. (27) Я так рада…
(28)Это не букет,- с холодной вежливостью поправил он,- это венок.
     (29)И мягко захлопнув дверцу, мистер жестокость помахал ей, прощаясь, тремя пальцами.
(30)Домой она вернулась только через восемь лет.
 (По Ю. Бондареву)

Похожие материалы
  • Проблема отношения людей к снам. По Г. Рогову
  • Как анализировать художественное произведение?..
  • Проблема служения человека науке.. По Я.Голованову
  • Проблема воспитания. По М.П. Алпатову
  • Проблема роли детства в жизни человека...
  • Проблема осознания и выражения истины ...
  • Проблема истинных и ложных ценностей..
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Оценка: 4.7 из 12

💬 Чат ЕГЭ В Telegram. Вступить

Copyright Vopvet.Ru © 2025 Хостинг от uWeb