Сочинение по тексту:
В нашем мире много такого, что объяснить с точки зрения науки не представляется возможным. И чем сильнее запрет на наблюдение за паранормальными явлениями, тем больший интерес они вызывают. А когда всё-таки удаётся приблизиться к разгадке того, что казалось невозможным и непознанным, самым важным является не нарушить морально-этические законы. О проблеме их соблюдения и говорится в тексте А. Сухотина. Автор заявляет: «Честный исследователь, просто порядочный человек, сохраняющий порядочность и в делах науки, не может, чем бы он ни занимался, оказаться в ряду лжеучёных».
Я полностью согласна с мнением публициста. Ни в коем случае нельзя спекулировать морально-этическими нормами в погоне за дешёвой популярностью, так как ни к чему хорошему это не приведёт. И подтверждений этому в нашей литературе найдётся немало.
М.А. Булгаков в повести «Роковые яйца» как раз описывает последствия неосторожного вмешательства в законы природы. «Бумага из Кремля» позволила руководителю совхоза «Красный луч» А. Рокку «для поднятия куроводства в стране» экспроприировать у профессора Персикова изобретённый им «луч жизни» в виде трёх камер для увеличения клетки. Но вместо кур Подмосковье наводнили гигантские питоны и крокодилы, случайно выведенные Рокком вместо кур. Желая не потерять лицо руководителя показательного совхоза, Александр Семёнович нарушил всякие законы морали, за что и был жестоко наказан. Впрочем, как и эксцентричный профессор Персиков. Спасение же пришло от самой природы — в августе вдруг ударил мороз в 18 градусов, и рептилии вымерли. Так М.А. Булгаков ещё раз говорит о том, что природа мудра и всё в ней устроено правильно, даже если мы не всё можем описать с точки зрения науки.
Конечно, если говорить о нарушении морально-этических норм учёными, то нельзя не вспомнить роман А. Беляева «Голова профессора Доуэля». В погоне за собственной славой Керн, воспользовавшись припадком астмы у Доуэля, лишил голову тела, а потом, пропуская через голову профессора электрический ток, примешивая к питательным растворам раздражающие вещества, принудил Доуэля к сотрудничеству. Используя чужие знания, Керн пришивает голову певички Брике к телу Анжелики Гай. Однако этот эксперимент заканчивается неудачей, а разоблачённый Керн кончает жизнь самоубийством. Положительные герои этого романа — врач Мари Лоран и профессор Доуэль — это те честные исследователи, о которых А. Сухотин как раз и говорил, что они имеют качества, «которые предохраняют от соблазна дешёвой славы».
Подводя итоги вышесказанному, хочется отметить только одно: чем бы человек ни занимался, он должен быть нравственно устойчивым и не гнаться за дешёвой славой, искажая научные факты. Увы, эта слава беспочвенна и мимолётна, потому что её легко развенчать с помощью истинных научных познаний.
Текст А. Сухотина:
(1)Лженаука тесно связана с так называемой оккультной наукой. (2)Оккультная наука допускает существование в космосе или в самом человеке скрытых сил, доступных пониманию только избранных. (3)Поначалу в оккультный строй вошли алхимия, астрология, хиромантия, позднее сюда приобщили парапсихологию, филиппинское врачевание, эффекты ААЯ (аномальные атмосферные явления) и прочие события.
(4)Одни учёные, не тратя долгих слов, выносят поименованные ряды занятий и всё, что связано (или кажется, что связано) с оккультными увлечениями, в раздел псевдоучений, призывая наглухо перекрыть им доступ в науку.
(5)Другие более осторожны: не следует заведомо, не учинив специального «досмотра», объявлять одно ложью, а другое истиной. (6)Тем более запрещать какие-либо темы потому лишь, что кто-то считает их паранаукой.
(7)Ясное дело, декретировать границы дозволенного бессмысленно. (8)Оккультизм как раз и вырастает вблизи странных явлений, далеко не ясных науке, толкуемых как мистическое и потому антинаучное. (9)Запрет на эксперимент, на наблюдение, на поиск только подогревает ситуацию, плодит слухи и домыслы. (10)Мы пытаемся именно на основе новых результатов «контролировать» физику, чтобы не вводить никаких мистических элементов. (11)Пусть не подтвердятся гипотезы, скажем, телепатической связи, путешествующих «космических тарелок», кожного зрения, их изучение поможет не только снять ажиотаж, но и объяснить другие явления, а значит, углубить наши представления о мире. (12)Поэтому было бы опрометчиво чураться таинственного, отгораживая его бетоном запретов. (13)Всё загадочное надо изучать. (14)Однако при одном условии...
(15)Известно, что немало крупных естествоиспытателей принесли в разное время дань оккультным делам. (16)В течение веков астрологию, например, усиленно культивировали как вполне пристойное занятие, и потому к ней приобщалось немало учёных. (17)Из глубины истории идёт и увлечение алхимией, долгое время остававшейся попечительницей химического знания. (18)Идея телепатического общения оказалась в поле внимания ряда наших выдающихся соотечественников, заинтриговав В. Бехтерева и К. Циолковского. (19)А известный химик А. Бутлеров в сотрудничестве с писателем С. Аксаковым даже издавал журнал «Ребус», в котором находили приют телепаты и спириты. (20)Так большие учёные оказались в плену больших оккультных страстей. (21)Но разве повернётся язык назвать их лжеучёными?
(22)Никто из них не шёл на обман или фабрикацию фактов, никто не страдал научным фанатизмом, способным вывести на путь лженаучных притязаний. (23)«Демаркация» проходит по острию нравственно-этических оценок. (24)Честный исследователь, просто порядочный: человек,
сохраняющий порядочность и в делах науки, не может, чем бы он ни занимался, оказаться в ряду лжеучёных. (25)У него недостаёт для этого известных качеств, зато имеются с избыткомтакие, которые предохраняют от соблазна дешёвой славы.
(По А. Сухотину)