Сочинение по тексту:
Ум и мудрость. Ум и образованность. Можно ли считать тождественными эти понятия? Вопрос этот из категории философских и в то же время почти житейский. Ведь нередко мудрым мы называем человека, имея в виду не образование, а его жизненный опыт и отношение к миру. Об этом начинаешь размышлять после знакомства с эссе П.И. Мариковского.
Нравственная проблема соотношения мудрости и глупости, добра и зла всегда волновала человечество.
Авторская позиция выражается во фразе: «Творящие зло могут быть умными, но не мудрыми». Действительно, ум нередко даётся от природы, а вот как его использовать :— выбор человека. Автор называет признаком ума умение предвидеть. Наверное, прежде всего предвидеть последствия своих поступков и влияние их на судьбы других людей. С этим нельзя не согласиться. Подтверждение мы находим в художественной литературе и в жизни.
Героиня повести Максима Горького «Старуха Изергиль» повествует о своей жизни, в которой были и любовь, и предательство. И сама она не была святой, но судьба наградила её мудростью и пониманием того, что «в жизни всегда есть место подвигам». Две легенды о Ларре и Данко, рассказанные ею, объясняют, что есть добро и зло, эгоизм и самопожертвование, в чём смысл подвига.
Жизненный опыт, приобретаемый нами, тоже учит понимать многое. Прежде казалось, что самые умные люди — это твои родители, затем нас восхищали знаниями учителя. Теперь мы находим других кумиров. Стив Джобс — кому сегодня не известно это имя. Умнейший, талантливейший и так рано ушедший из жизни. Не будем судить обо всех его качествах, но то, что он достоин уважения и восхищения, бесспорно. Ведь именно он подарил человечеству Интернет.
Ум и талант должны быть направлены на благо человечества, но вместе с тем нужна мудрость, чтобы понять, в чём это благо.
Текст П.И. Мариковского:
(1)Мудрый никогда не хвастается своей мудростью, сознавая ограниченность ума. (2)И только глупый, воображая себя знающим, возбуждает у простаков почтение, а среди умных — в лучшем случае — насмешку. (3)Возраст зрелости и мудрости у каждого свой.
(4)Высшая мудрость — умение прилагать свои знания и талант на деле. (5)Но любознательный, постоянно размышляющий всегда испытывает недостаток психической энергии и времени для проявления способностей на деле. (6)Чем больше человек знает, тем больше склоняется в смирении перед тем, чего не знает.(7)Но иной от знаний раздувается, как пузырь, и становится самодовольным.
(8)Люди редко признают цену мудрости, так как неспособны её понять. (9)Чаще всего умного и талантливого может распознать только тот, кто сам умён. (10)Поэтому гении нередко умирают непризнанными и в безвестности. (11)Простачки не способны познать мудрость, а завистливые к тому же всеми силами стараются её принизить.
(12)Кто-то сказал, что высшая мудрость — справедливая деятельность. (13)Мудрость не может быть иной, она — нравственна. (14)Творящие зло могут быть умными, но не мудрыми.
(15)Неожиданные события порождают новые мысли и обогащают мудрость, тогда как мысли, ведущие к бездействию, парализуют волю. (16)У недостаточно мудрых гнев калечит душу и мутит разум, а самомнение и страсть его умаляют. (17)Плохо образованные и недостаточно мудрые всегда враждебны к тому, что выходит за пределы их сознания.
(18)Для того чтобы быть простым, надо обладать светлым умом и чистой душой. (19)Но простоту часто воспринимают как недостаток ума. (20)Откровенное признание в незнании чего-либо умный примет за искренность и бесхитростность, а недалёкий — как признак глупости.
(21)Без сомнения, главный признак мудрости — стойкость к жизненным неудачам и радостное отношение к жизни. (22)Я вспоминаю глубокого старика профессора-зоолога В.Н. Шнитникова. (23)Когда ему пакостили молодые зоологи Академии наук РК только лишь потому, что он был неизмеримо выше них и по знаниям, и по душевным качествам, он весело смеялся. (24)Таким же был безвременно погибший мой друг, инвалид, талантливейший человек Б. Шмидт.
(25)Ум и образованность — разные категории и далеко не всегда сочетаются в одном человеке. (26)3нание и ум не одно и то же. (27)Можно многое знать и не уметь использовать свои знания. (28)Ум всегда ограничен, зато глупость многолика и безгранична. (29)Вообще признак ума — умение из частного складывать представление об общем и — наоборот. (30)Умение предвидеть — признак сильного ума, а умение критически относиться к своим мыслям — ценное качество, особенно если оно постоянно. (31)Такими чертами характера обладают очень немногие.
(32)Вряд ли правильно утверждение, что лучше знать немногое, но хорошо, чем много, но поверхностно. (33)Узкая специализация ведёт к ограниченности. (34)По-видимому, для развития ума важно разумное сочетание этих обеих крайностей.
(По П.И. Мариковскому)