Какими правилами воспитания детей следует руководствоваться родителям? Именно этот вопрос в центре внимания русского классика Ф. М. Достоевского.
Автор считает, что, воспитывая детей, не нужно выяснять, что является благом, а что не является. Главное для воспитателей и родителей – быть добрым человеком, и тогда взрослый станет для подростка примером для подражания, образцом.
Раскрывая свою позицию, автор обращается к эпистолярному жанру. Получатель письма отвечает на вопросы матери, которую беспокоит главный для неё вопрос воспитания: что благо, а что не благо. Автор же считает, что способность к истине, совесть позволяют безошибочно определить добро и зло. Необходимо быть добрым, и ребёнок обязательно поймёт это без подсказки. Из этого следует, что на собственном примере родители показывают детям, что добро – это очень хорошо.
Кроме того, автор предостерегает от излишней и болезненной заботы о детях. Во всём нужно иметь чувство меры. Он советует жить не только для близких, но и для других людей. Таким образом, нельзя любить безмерно ребёнка, забыв весь свет.
Оба примера дополняют друг друга и подводят к мысли, что самое главное в воспитании – быть примером для детей в своей доброте, отзывчивости и чутком отношении к людям.
Я согласен с позицией автора и считаю, что воспитание не должно быть навязчивым и назойливым. Не нужно читать проповеди и прописные истины ребёнку. Нужно вести себя достойно, проявлять чуткость, отзывчивость и доброту, и ребёнок сам поймёт, что такое хорошо, а что такое плохо.
Для подтверждения своей позиции приведу пример из рассказа В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой». Рассказчик в детстве поддался дурному влиянию двоюродного брата Саньки и обманул по его наущению бабушку, набив туесок травой, а сверху присыпав ягодами. Он знал, что поступил плохо, совесть его замучила. Бабушка увидела искреннее раскаяние внука и всё же подарила ему обещанный розовый пряник конём. Мальчика воспитывали простые честные труженики бабушка и дедушка, и своим примером они привили ему высокие нравственные понятия.
В заключение хочу подчеркнуть, что воспитание – это очень важный процесс, который влияет на формирование личности. Самые необходимые для будущей жизни качества закладываются именно в детстве, и здесь многое зависит от доброты и мудрости родителей.
Текст
(1)Милостивая государыня, на Ваше письмо от 20 февраля отвечаю лишь теперь, через месяц, за недосугом и нездоровьем, а потому весьма прошу Вас не рассердиться.
(2)Вы пишете и задаёте вопросы, на которые надо писать вместо ответа трактаты, а не письма. (3)Да и вопросы-то разрешаются лишь всею жизнию.
(4)Из письма Вашего я заключаю, что Вы добрая мать и многим озабочены насчёт Вашего подрастающего ребёнка. (5)Но к чему Вам разрешение тех вопросов, которые Вы мне прислали, — не могу понять. (6)Вы слишком многим задаётесь и болезненно беспокоитесь. (7)Дело может быть ведено гораздо проще.
(8)К, чему такие вопросы: «Что такое благо, что такое не благо?» (9)Эти вопросы — вопросы лишь для Вас, как и для всякого внутреннего человека, но при воспитании-то Вашего ребёнка к чему это? (10)Все, кто способен к истине, все те чувствуют своею совестию, что такое благо, а что такое не благо. (11)Будьте добры, и пусть ребёнок Ваш поймёт, что Вы добры (без подсказывания), и пусть запомнит он, что Вы были добры. (12)И поверьте, Вы исполните пред ним Вашу обязанность на всю его жизнь, потому что Вы непосредственно научите его тому, что добро хорошо. (13)И при этом он всю жизнь будет вспоминать Ваш образ с большим почтением, а может быть, и с умилением. (14)И если б Вы сделали много и дурного, то есть, по крайней мере, легкомысленного, болезненного и даже смешного, то он, несомненно, простит Вам, рано ли, поздно ли в воспоминании о Вас всё Ваше дурное ради хорошего, которое запомнит.
(15)Знайте тоже, что более Вы для него ничего и не можете сделать. (16)Этого и слишком довольно. (17)Воспоминание о хорошем у родителей, то есть о добре, о правде, о честности, о сострадании, об отсутствии ложного стыда и по возможности лжи, — всё из него сделает другого человека рано ли, поздно ли, будьте уверены.
(18)Не думайте, что этого мало. (19)К огромному дереву прививают крошечную ветку, и плоды дерева изменяются
(20)Представьте себе, что ребёнок Ваш, выросши до 15 или 16 лет, придёт к Вам (от дурных товарищей в школе, например) и задаст Вам или своему отцу такой вопрос: «Для чего мне любить Вас и к чему мне ставить это в обязанность?»
(21)Поверьте, что тогда Вам никакие знания и вопросы не помогут, да и нечего совсем Вам будет отвечать ему. (22)А потому надо сделать так, чтоб он и не приходил к Вам с таким вопросом. (23)А это возможно будет лишь в том случае, если он будет Вас прямо любить, непосредственно, так что и вопрос-то не в состоянии будет займёт ему в голову. (24)Разве как-нибудь в школе наберётся парадоксальных убеждений; но ведь слишком легко будет отличить парадокс от правды, и на вопрос этот стоит лишь улыбнуться и продолжать ему делать добро.
(25)К тому же, излишне и болезненно заботясь о детях, можно надорвать им нервы и надоесть; просто надоесть им, несмотря на взаимную любовь, а потому нужно сильное чувство меры. (26)В Вас же, кажется, чувства меры в этом отношении мало.
(27)Вы пишете, например, такую фразу: «Живя для них (для мужа и сына), жил бы лично эгоистическою жизнью...» (28)Какая праздная и ненужная мысль. (28 Да кто же Вам мешает жить для людей, будучи женой и матерью? (30)Напротив, именно живя и для других, окружающих, изливая и на них доброту свою и труд сердца своего, Вы станете примером светлым ребёнку и вдвое милее Вашему мужу.
(31)Но если Вам пришёл в голову такой вопрос, значит, Вы вообразили, что нужно любить ребёнка, забыв весь свет, то есть без чувства меры. (32)Да Вы этак только надоедите ребёнку, даже если б он Вас и любил. (33)Заметьте ещё, что Вам может показаться Ваш круг действия малым и что Вы захотите огромного, чуть не мирового круга действия. (34)Но ведь всякий ли имеет право на такие желания? (35)Поверь, что быть примером хорошего даже и в малом районе действия — страшно полезно, потому что влияет на десятки и сотни людей. (86)Твёрдое желание не лгать и правдиво жить смутить легкомыслие людей, Вас всегда окружающих, и повлияет на них.
(37)Вот Вам и подвиг.
По Ф. М. Достоевскому