Проблема основ общения и отношений между людьми. По Л. Н. Толстому. Сочинение ЕГЭ
Как должны развиваться взаимоотношения между людьми? Какие нравственные принципы необходимо соблюдать, чтобы правильно общаться с окружающими? Именно эти вопросы возникают при чтении текста русского писателя Л. Н. Толстого.
Раскрывая проблему основ общения и отношений между людьми, автор использует собственные рассуждения. Желая доказать необходимость любви в отношении к человеку, с которым мы собираемся вступить в беседу, писатель приводит яркое образное развёрнутое сравнение. Он утверждает: «…с людьми нельзя обращаться без любви, так же как нельзя обращаться с пчёлами без осторожности». Из этого следует, что общение с человеком, к которому ты не испытываешь сердечной привязанности, может причинить вред как тебе самому, так и твоему собеседнику.
Кроме того, Толстой негативно относится к тем, кто постоянно недоволен чем-то, осуждает окружающих. Он убеждён в одном: устранить дурное можно не раздражением, а чувством доброжелательности. Только разумное и доброе обхождение пробуждает в человеке «чувства добрые», заставляет в нём звучать голос совести.
Оба примера дополняют друг друга, расширяют наше представление о том, как мы должны вести себя в общении с другими.
Авторская позиция заключается в следующем: любовь - главное чувство, которое должно стать основой взаимоотношений между людьми. Нельзя общаться с теми, к кому ты испытываешь неприязнь.
Я полностью поддерживанию мнение автора. Действительно, нужно с пониманием относиться к чужим недостаткам, быть доброжелательным к каждому, с кем мы общаемся. А сердитые и вечно недовольные люди вызывают только сожаление, так как в их душе нет любви к ближнему.
Чтобы подтвердить свою позицию, приведу пример из художественного произведения. В романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Соня Мармеладова никогда никого не осуждает, не желает себя чувствовать правой перед окружающими. Когда Раскольников пытается вызвать в ней чувство справедливости и намекает, что мачеха девушки Катерина Ивановна «чуть ли не била её», героиня вспоминает свою вину перед второй женой отца, когда отказала ей в просьбе и не подарила кружевных воротничков. В Соне живёт сострадание к ближнему.
В заключение хочу подчеркнуть, что только любовь может быть в основе взаимоотношений. Нужно быть доброжелательным и поступать по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе. Это золотое правило всех религий мира.
Текст
(1)Для того чтобы общение с людьми не было страданием для тебя и для них, не вступай в общение с людьми, если не чувствуешь любви к ним. (2)Без любви можно обращаться только с вещами, но с людьми нельзя обращаться без любви, так же как нельзя обращаться с пчёлами без осторожности. (З)Свойство пчёл таково, что если станешь обращаться с ними без осторожности, то им повредишь и себе. (4)То же с людьми.
(5)Не чувствуешь любви к людям — сиди смирно, занимайся собой, вещами, чем хочешь, но только не людьми. (6)Только начни обращаться с людьми без любви — и в один миг станешь не человеком, а зверем: и людям повредишь и себя замучаешь.
(7)Если ты обижен человеком, то на обиду ты можешь отвечать, как собака, как корова, как лошадь: либо бежать от обидчика, если обидчик сильнее тебя, либо огрызаться, бодаться, брыкаться. (8)А можешь отвечать на обиду как разумный человек — можешь сказать себе: человек этот обидел меня, это его дело; моё же дело — делать то, что я считаю хорошим: делать ему то, чего я себе желаю.
(9)Когда видишь людей, всегда всем недовольных, всех и всё осуждающих, хочется сказать им следующие слова: «Ведь вы не затем живёте, чтобы понять нелепость жизни, осудить её, посердиться и умереть. (10)Не может этого быть. (11)Подумайте: не сердиться вам надо, не осуждать, а трудиться, чтобы исправить то дурное, которое вы видите.
(12)Устранить же то дурное, которое вы видите, вы можете никак не раздражением, а только тем чувством доброжелательства ко всем людям, которое всегда живёт в вас и которое вы сейчас же почувствуете, как только перестанете заглушать его».
(13)Надо привыкать к тому, чтобы быть недовольным другим человеком только так же, как бываешь недоволен собой. (14)Собой бываешь недоволен только так, что недоволен своим поступком, но не своей душой. (15)Так же надо быть и с другим человеком: осуждать его поступки, а его любить.
(16)Для того чтобы не делать ближнему своему дурного — любить его, нужно приучать себя не говорить ни ему, ни о нём дурного, а для того чтобы приучить себя к этому, надо приучить себя не думать о нём дурного, не допускать в свою душу чувства недоброжелательства даже мыслях.
(17)Можешь ли ты сердиться на человека за то, что у этого человека гнойные раны? (18)Он не виноват, что вид его ран неприятен. (19)Точно так же относись и к чужим порокам.
(20)Но ты скажешь, что у человека есть разум для того, чтобы он мог сознавать и исправлять свои пороки. (21)Это верно. (22)Стало быть, и у тебя есть разум, и ты можешь обсудить то, что тебе не сердиться надо на человека за его пороки, а напротив, постараться разумным и добрым обхождением, без гнева, нетерпения и надменности пробудить в человеке совесть .
(23)Есть такие люди, что любят быть сердитыми. (24)Они всегда чем-нибудь заняты и всегда рады случаю оборвать, обругать того, кто к ним обратится за каким-нибудь делом. (25)Такие люди бывают очень неприятны. (26)Но надо помнить, что они очень несчастны, не зная радости доброго расположения духа, и потому надо не сердиться на них, а жалеть их.
По Л. Н. Толстому