Сочинение по тексту:
В анализируемом тексте учёный-биолог З.А. Соколова размышляет о том, что такое патриотизм. Какие бывают разновидности патриотизма? Что есть истинный патриотизм?
Стремясь ответить на данные вопросы, автор рассматривает известное стихотворение М.Ю. Лермонтова «Родина» и отмечает, что великий поэт, не являясь сторонником имперской России, любит свою отчизну — глубинную, «нутряную», народную. Для автора важно, что Лермонтов непритворен в своём чувстве и лишён националистической гордыни в отношении к отечеству. По мнению 3. Соколовой, чувства Лермонтова к родине можно назвать истинными.
Точка зрения автора сводится к тому, что отвержение насилия и созидательное отношение к родине придают патриотизму черты подлинного благородства.
Думается, что с автором следует согласиться и подчеркнуть, что патриотизм — прекрасное чувство, оно у каждого своё, но лишь творческий патриотизм свободного, мыслящего человека может быть по-настоящему деятельным.
Правильность высказанной позиции подтвердим аргументами из литературы и публицистики. Во-первых, обратимся к роману А.И. Солженицына «В круге первом». Герои произведения — Глеб Нержин, Иннокентий Володин, Лев Рубин и другие — умные талантливые люди и горячие патриоты своей страны. Каждый из них по-своему борется за её свободу, готов пожертвовать спокойствием и сытостью ради убеждений. Именно любовь к отечеству и личное достоинство толкают этих людей в ГУЛАГ, они совершают поступки, которые можно оценить как протест против бесчеловечного режима. Примером такого деятельного патриотизма является жизнь и творчество самого А.И. Солженицына.
Во-вторых, откроем «Письма о добром и прекрасном» Д.С. Лихачёва. Известный российский академик говорит, что патриотизм — это глубоко позитивное чувство, не имеющее ничего общего с национализмом. Патриотизм сродни любви и созиданию, национализм же разрушителен и бесплоден. Именно патриотизм способен сплотить людей разных культур и наций и сделать братьями.
В заключение подчеркну важную мысль: патриотизм свободной, независимой личности, желающей процветания и просвещения для своей страны, а значит, и для всего мира, и есть истинный патриотизм.
Текст З.А. Соколовой:
(1)« Люблю отчизну я, но странною любовью…», — написал когда-то Михаил Лермонтов, не без основания полагая, что его чувства к отечеству смогут разделить лишь немногие.
(2)Что за странная такая любовь была у него? (3)И как следует любить отечество правильно?
(4)В своё время А. Ахматова очень выразительно подчеркнула одну особенность нашей с вами истории: «Любит, любит кровушку русская земля». (5)Вот эта-то «слава, купленная кровью», не вызывает у Лермонтова сочувствия. (6)Однако, принимая наследство, мы — хотим или не хотим — принимаем всё: и хорошее, и плохое.
(7)Нет сомнения, что конкретные исторические личности восхищали поэта и он отдавал героям дань глубочайшего уважения. (8)Не слишком же мил ему тот «гордый покой», что основан на властной руке и низвергает отдельного человека до ничтожной песчинки. (9)Его свободному духу близки совсем иные картины.
(10)К тому же надо признать, что любовь — вещь иррациональная. (11)«За что — не знаю сам» — это признание обезоруживает. (12)Ведь если точно знаешь, за что любишь, — скорее всего, лукавишь.
(13)Конечно, величавые российские просторы мало кого оставят равнодушным — влекут они к себе и поэта. (14)Но сам он — путник на размытых, разъезженных просёлочных дорогах — внимательно вглядывается в суть родины, а не просто восхищается её красотами. (15)Именно эти дороги позволяют узреть истинную, глубинную, «нутряную» Россию с её часто бедными, а потому и «печальными» деревнями.
(16)«Милые рощи застенчивой родины цвета слезы или нитки суровой» — так скажет его собрат по цеху в другое время и вновь подтвердит эту странную любовь1. (17)Подкупает и то, что Лермонтов явно на слабой стороне: его «чета берёз» не может состязаться с гордым величием огромной державы. (18 Он вообще обращает внимание на всякие мелочи, вроде пляски пьяных мужичков, от которой иной патриот гордо отворотит свой взор.
(19)М.Е. Салтыков-Щедрин как-то написал, что у нас многие склонны смешивать два понятия — «отечество» и «ваше превосходительство» — и как раз в любви к «превосходительству» обнаруживать свой патриотизм! (20)«Странная» же любовь поэта эти понятия принципиально не сближает, наоборот, друг от друга отдаляет, ибо его отечество никак с государственнической великодержавностью не дружит. (21)Соответственно и сильным мира сего не подпевает.
(22)Его любовь не кричит: «Только я знаю, как надо любить родину!» (23)Его любовь не гордится. (24)В то же время она непритворна, ибо ничего для себя не ищет. (25)Чувство у поэта интимно, индивидуально, отделено от «подавляющего большинства» — именно это и вызывает доверие.
(26)Патриотизм Лермонтова сегодня весьма поучителен. (27)Он говорит нам, что отношение человека к родной земле тем более живое и плодотворное, чем больше в нём свободы и меньше государственного официоза. (28)Об этом свидетельствует творчество тех, кто в разное время составил славу России (в науке ли, в искусстве ли); к ним принадлежит и Лермонтов. (29)Девиз «кто не с нами, тот против нас» здесь с очевидностью неприемлем. (30)Добавим, что свобода личности и независимость взглядов любви не противоречат, а гордыню и агрессивность гасят. (31)Наконец же, отвержение насилия и обращение к простому человеку придают самому патриотизму немаловажный элемент благородства.
(32)Какой сорт любви к родине предпочесть, выбирает каждый гражданин самостоятельно, заглянув в сердце и не пренебрегая голосом разума.
(По З.А. Соколовой)