Проблема понимания и воспроизведения жизни в творчестве писателей. По Н. В. Гоголю. Сочинение ЕГЭ-2024
Каким образом мастера слова изображают реальную действительность? Какой способ отражения мира они избирают – реалистический или романтический? Именно эти вопросы возникают при чтении текста русского писателя Н. В. Гоголя.
Раскрывая проблему понимания и воспроизведения жизни в творчестве писателей, автор ведёт повествование от первого лица. Он называет счастливым писателя, который избегает изображения скучных, отрицательных характеров, вызывающих печаль и отторжение своей неприглядностью. Такие художники стремятся воссоздать возвышенные черты в своих персонажах, поэтому их ожидает успех и всеобщее поклонение. Из этого следует, что читательской аудитории приятнее знакомиться с положительными героями, совершающими благородные поступки.
Но есть и другие писатели, которые в своих произведениях раскрывают «потрясающую тину мелочей», показывают «повседневные характеры», «которыми кишит наша земная, подчас горькая и скучная дорога». Увы, эти творцы не могут собрать «народных рукоплесканий». Этот пример говорит о том, что писатели-реалисты сознательно выбирают суровое поприще и предвидят, что их ожидает не слава, а гонения и «горькое одиночество».
Оба примера противопоставлены друг другу, так как счастливые писатели, создающие благородные характеры, снискали себе славу, а несчастливые творцы, дерзнувшие изобразить неприглядную изнанку жизни, будут одиноки и не признаны публикой.
Авторская позиция заключается в следующем: подход к изображению реальной действительности у писателей может быть разным. Одни бросают поверхностный взгляд на жизнь, их не интересуют злободневные и безрадостные темы. Другие берут на себя ответственность показать жизнь в неприглядном ракурсе, показать отрицательную сторону действительности.
Я поддерживаю мнение автора. Действительно, есть два типа писателей. Одни создают в своих произведениях идеальные образы, рисуют романтически возвышенные натуры и не касаются «прозы жизни». Другие не боятся правдиво изобразить обыденность.
Для подтверждения этой мысли приведу литературный аргумент. Когда Н. В. Гоголь написал комедию «Ревизор», его стали упрекать в очернительстве, в том, что он не создал в пьесе ни одного положительного характера. Драматург ответил своим гонителям, что в его пьесе единственное положительное лицо – это смех. Высмеивая общественные пороки и человеческие грехи, такие как взяточничество, казнокрадство, использование служебного места в личных целях, безответственность, хвастливость, стремление в глазах других казаться выше и лучше, чем в реальности, Гоголь надеялся на то, что исправит общество и сделает его лучше. А своим критикам он ответил, предпослав комедии эпиграф: «Неча на зеркало пенять, коли рожа крива».
В заключение хочу подчеркнуть, что реалистический метод изображения действительности наиболее действен, так как заставляет читателей задуматься, нет ли и в них хотя бы частички Хлестакова или Обломова?
Текст
(1)Счастлив путник, который после длинной, скучной дороги с её холодами, слякотью, грязью, невыспавшимися станционными смотрителями, бряканьями колокольчиков, починками, перебранками, ямщиками, кузнецами и всякого рода дорожными подлецами видит наконец знакомую крышу с несущимися навстречу огоньками, и предстанут пред ним знакомые комнаты, радостный крик выбежавших навстречу людей, шум и беготня детей и успокоительные тихие речи, прерываемые пылающими лобзаниями, властными истребить всё печальное из памяти. (2)Счастлив семьянин, у кого есть такой угол, но горе холостяку!
(З)Счастлив писатель, который мимо характеров скучных, противных, поражающих печальною своею действительностью, приближается к характерам, являющим высокое достоинство человека, который из великого омута ежедневно вращающихся образов избрал одни немногие исключения, который не изменял ни разу возвышенного строя своей лиры, не ниспускался с вершины своей к бедным, ничтожным своим собратьям и, не касаясь земли, весь повергался в свои далеко отторгнутые от неё и возвеличенные образы. (4)Вдвойне завиден прекрасный удел его: он среди них как в родной семье; а между тем далеко и громко разносится его слава. (5)Он окурил упоительным куревом людские очи; он чудно польстил им, сокрыв печальное в жизни, показав им прекрасного человека. (6)Всё, рукоплеща, несётся за ним и мчится вслед за торжественной его колесницей. (7)Великим всемирным поэтом именуют его, парящим высоко над всеми другими гениями мира, как парит орёл над другими высоко летающими. (8)При одном имени его уже объемлются трепетом молодые пылкие сердца, ответные слёзы ему блещут во всех очах... (9)Нет равного ему в силе — он бог!
(10)Но не таков удел и другая судьба писателя, дерзнувшего вызвать наружу всё, что ежеминутно пред очами и чего не зрят равнодушные очи, — всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь, всю глубину холодных, раздробленных, повседневных характеров, которыми кишит наша земная, подчас горькая и скучная дорога, и крепкою силою неумолимого резца дерзнувшего выставить их выпукло и ярко на всенародные очи! (11)Ему не собрать народных рукоплесканий, ему не зреть признательных слёз и единодушного восторга взволнованных им душ. (12)К нему не полетит навстречу шестнадцатилетняя девушка с закружившеюся головою и геройским увлеченьем. (13)Ему не позабыться в сладком обаянье им же исторгнутых звуков. (14)Ему не избежать, наконец, современного суда, лицемерно-бесчувственного современного суда, который назовёт ничтожными и низкими им лелеянные созданья, отведёт ему презренный угол в ряду писателей, оскорбляющих человечество, придаст ему качества им же изображённых героев, отнимет от него и сердце, и душу, и божественное пламя таланта. (15)Ибо не признаёт современный суд, что равно чудны стёкла, озирающие солнцы — и передающие движенья незамеченных насекомых; ибо не признаёт современный суд, что много нужно глубины душевной, дабы озарить картину, взятую из презренной жизни, и возвести её в перл созданья. (16)Ибо не признаёт современный суд, что высокий восторженный смех достоин стать рядом с высоким лирическим движеньем и что целая пропасть между ним и кривляньем балаганного скомороха!
(17)Не признаёт сего современный суд и всё обратит в упрёк и поношенье непризнанному писателю; без разделенья, без ответа, без участья, как бессемейный путник, останется он один посреди дороги. (18)Сурово его поприще, и горько почувствует он своё одиночество.
(19)И долго ещё определено мне чудной властью идти об руку с моими странными героями, озирать всю громадно несущуюся жизнь, озирать её сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему слёзы!
По Н. В. Гоголю