Проблема предназначения человека. По О. М. Куваеву. Сочинение ЕГЭ
Каково предназначение человека на земле? В чём смысл его существования? Именно эти вопросы возникают при чтении текста русского советского писателя О. М. Куваева.
Раскрывая проблему предназначения человека, автор рассказывает о геологе Чинкове и об его соратниках, которые спустя долгие годы работы «открыли узел золотоносных россыпей Территории». Чтобы добиться своей цели, они проявили упорство и мужество, усердие и трудолюбие. Золотоискатели трудились и преодолевали неудачи и невзгоды не ради денег, так как прекрасно знали цену «шальным деньгам», им не нужна была слава. Ими руководило желание войти в область непознанного, совершить открытие. Этот пример ясно говорит о том, что предназначение человека в стремлении к познанию мира, в неустанном труде, в желании принести пользу стране и обществу.
Бескорыстным и самозабвенным труженикам автор противопоставляет тех, кто стремится к приобретательству, приспосабливается к любым обстоятельствам, допускает компромиссы во всём и теряет главную цель «за мелкими удобствами».
Оба примера противопоставлены друг другу. В одном случае описываются самоотверженные люди, понимающие смысл своего существования в труде на пользу обществу. Другой пример связан с теми, кто не осознаёт сущности своего предназначения и растрачивает драгоценные годы на бессмысленное накопительство.
Авторская позиция заключается в следующем: перед каждым из нас стоит выбор, к какой жизненной цели нужно идти. Одни люди влачат бессмысленной существование, так как в них полностью отсутствует стремление приносить пользу стране и народу, отдаваться любимой работе. Другие стремятся быть нужными, познавать окружающий мир, открывать непознанное.
Невозможно не согласиться с мнением автора. Действительно, уважение вызывают те люди, которые благодаря упорству и тяжёлому труду достигают поставленной цели, их души укрепляет осознание своей необходимости другим. И, напротив, вызывают сожаление те, кто не осознаёт смысла своей жизни, за ненужным и наносным теряет главное.
За доказательством обратимся к рассказу А. П. Чехова «Крыжовник». Главный герой Николай Иванович Чимша-Гималайский всю жизнь стремился покинуть скучную казённую палату, приобрести имение с растущим в саду крыжовником, стать помещиком и жить в деревне. Он добился поставленной цели, но превратился в самодовольное существо, утратил качества человечности. Его брат, ветеринарный врач Иван Иванович, напротив, считает, что предназначение человека – делать добро.
Мы приходим к выводу, что от того, какую цель мы поставим в своей жизни, зависит наша судьба и будущее. Нужно ставить высокие цели, которые позволяют совершенствовать личность.
Текст
(1)Прошли годы. (2)Предвидение Чинкова сбылось: они открыли узел золотоносных россыпей Территории с очень сложными условиями залегания с богатым содержанием. (З)Для этого понадобились удача, кадры и ещё раз удача. (4)Для этого понадобились упорство, безжалостный, рисковый расчёт Чинкова. (5)Для этого понадобился свойственный сердечникам страх смерти перед рассветом у тех, кто вынес на себе тяжесть первых работ. (6)Для этого понадобились мозоли и пот работяг. (7)Что бы там ни было, но ^государство получило источник золота.
(8)Если была бы в мире сила, которая вернула бы всех связанных с золотом Территории, погибших, затерявшихся на материке, ушедших благополучный стандарт «жизни как все», — все они повторили бы эти годы. (9)Не во имя денег, так как они знали, что такое шальные деньги во время работы на Территории, даже не во имя долга, так как настоящий долг сидит в сущности человека, а не в словесных формулировках. (10)Не ради славы, а ради того непознанного, во имя чего зачинается и проходит жизнь каждого.
(11)Если бы они встретились, достаточно было бы просто сказать: «Помнишь?» (12)И углубиться в сладкую тяжесть воспоминаний, где смешаны реки, холмы, пот, холод, смерть, усталость, мечты и святое чувство нужной работы. (13)Вспомнить, как в минуту сомнения тебя поддерживали прошедшие годы, когда ты не дешевил, не тёк бездумной водичкой по подготовленным желобам, а знал грубость и красоту реального мира, жил, как положено жить мужчине и человеку. (14)Там ты научился искать человека не в гладком приспособленце, а в тех, кто пробует жизнь на своей неказистой шкуре. (15)Ты устоял против гипноза приобретательства и безопасных уютных истин, ты знаешь, что мир многолик и стопроцентная добродетель достигнута только в легендах, ты веруешь в грубую ярость твоей работы.
(16)День сегодняшний есть следствие дня вчерашнего, и причина грядущего дня создается сегодня.
(17)Если вы прилетите Посёлок, главный центр Территории, на неделю, на месяц или даже на несколько месяцев, то вы так и не поймете, чем люди здесь отличаются от тех, что остались в семнадцати лётных часах. (18)Но если душа ваша не очерствела, не обнищала, вы постоянно будете чувствовать, что нечто главное идёт мимо вас и оно не умещается ни в рассказы старожилов, ни в кадры слайдов, ни в записные книжки. (19)Возможно, это главное заключается в узкой полоске ослепительно лимонного цвета, которая отделяет хмурое небо от горизонта в закатный час. (20)У вас вдруг сожмётся сердце, и вы подумаете без всякой причины, что до сих пор жили не так, как надо. (21)Допускали компромиссы, когда надо было проявить твёрдость характера, за мелкими удобствами теряли главную цель, и подумаете: вдруг вы завтра умрёте и после вас не останется ничего.
(22)А теперь задайте себе вопрос: почему вас не было там и не ваше, а чьё-то другое лицо обжигал морозный февральский ветер? (23)Может быть, именно это поможет ответить на недовольство, которым мучаем мы себя во время бессонницы в серый предутренний час, когда светлеют окна, гаснут звёзды, а мир и людские души обнажены сном и тишиной.
По О. М. Куваеву