Проблема причин бесхозяйственного, варварского отношения к природным богатствам. По А. П. Чехову
Р. А. Дощинский и И. П. Цыбулько – 2025. 36 вариантов. Вариант 2.
Каковы причины бесхозяйственного, варварского отношения к природным богатствам? Этот вопрос поставлен в отрывке из пьесы А. П. Чехова «Дядя Ваня».
Раскрывая проблему бесхозяйственного, варварского отношения к природным хозяйствам, автор использует форму монолога. Его герой – доктор Астров – с сожалением говорит о том, как изменилась картина уезда за последние пятьдесят лет. Он представляет профессорской жене Елене Андреевне свою картографию. По ней видно, что прежде половина площади уезда была занята лесом, где водились лоси, козы, а на озере жили лебеди, гуси, утки. По воспоминаниям стариков, в этих местах «птицы всякой было видимо-невидимо: носилась она тучей». А спустя двадцать пять лет лес уже занимал только треть площади, исчезли козы. Эти примеры ясно говорят о том, что человек бездумно истребляет леса, а вместе с этим исчезают животные и птицы, что ведёт к разрушению окружающего мира.
Продолжая раскрывать печальную картину уничтожения природы в уезде, Астров говорит, что исчезли лоси, лебеди, глухари, а «от прежних выселков, хуторков, скитов, мельниц и следа нет». Таким образом, нам представлена «картина постепенного и несомненного вырождения» уезда, а на месте истреблённых лесов не создаётся ничего нового.
Оба примера дополняют друг друга, расширяя наше представление об отрицательном воздействии человека на природу.
Автор считает, что уничтожение природы ведёт к вырождению. Варварское отношение к лесам, животным и птицам он объясняет вместе со своим героем Астровым косностью, невежеством, полнейшим отсутствием самосознания.
Невозможно не согласиться с мнением писателя. Действительно, бедные жители деревень живут в холоде и голоде, пытаются спасти своих детей и бессознательно хватаются за всё, что может утолить голод и согреть. Стремясь выжить, они не думают о завтрашнем дне, разрушают всё в природе, ничего не создавая взамен.
Приведу пример из рассказа Д. Н. Мамина-Сибиряка «Малиновые горы». В нём противопоставлены два героя. Старик Сохач живёт в лесной избушке около Малиновых гор. Весной он восхищается красотой пробудившейся от зимнего сна природы, считает, что в этот период грех убивать птиц: глухарей, тетеревов, которые пережили суровую зиму и радуются весеннему солнцу. Но охотник Тарас Семёнович безжалостно убивает глухарей и тетеревов, не понимая, что он наносит непоправимый ущерб природе.
В заключение хочу подчеркнуть, что человек тесно связан с природой. Разрушая её, он причиняет вред себе. Нужно беречь окружающий мир.
Текст
Астров (входит с картограммой). (1)Добрый день! (Пожимает руку.) (2)Вы хотели видеть мою живопись?
Елена Андреевна. (З)Вчера вы обещали показать мне свои работы... (4)Вы свободны?
Астров. (5)О, конечно. (Растягивает на ломберном столе картограмму и укрепляет её кнопками.) (6)Вы где родились
Елена Андреевна (помогая ему). (7)В Петербурге.
Астров. (8)А получили образование?
Елена Андреевна. (9)В консерватории.
Астров. (10)Для вас, пожалуй, это неинтересно.
Елена Андреевна. (П)Почему? (12)Я, правда, деревни не знаю, но я много читала.
Астров. (13)3десь в доме есть мой собственный стол... (14)В комнате у Ивана Петровича. (15)Когда я утомлюсь совершенно, до полного отупения, то всё бросаю и бегу сюда, и вот забавляюсь этой штукой час-другой... (16)Иван Петрович и Софья Александровна щёлкают на счётах, а я сижу подле них за своим столом и мажу — и мне тепло, покойно, и сверчок кричит. (17)Но это удовольствие я позволяю себе не часто, раз в месяц... (Показывая на картограмме.) (18)Теперь смотрите сюда. (19)Картина нашего уезда, каким он был 50 лет назад. (20)Тёмно- и светло-зелёная краска означает леса; половина всей площади занята лесом. (21)Где по зелени положена красная сетка, там водились лоси, козы... (22)Я показываю тут и флору, и фауну. (23)На этом озере жили лебеди, гуси, утки, и, как говорят старики, птицы всякой было видимо-невидимо: носилась она тучей. (24)Кроме сёл и деревень, видите, вдоль и поперёк разбросаны разные выселки, хуторочки, раскольничьи скиты, водяные мельницы... (25)Рогатого скота и лошадей было много. (26)По голубой краске видно. (27)Например, в этой волости голубая краска легла густо; тут были целые табуны, и на каждый двор приходилось по три лошади.
Пауза.
(28)Теперь посмотрим ниже. (29)То, что было 25 лет назад. (30)Тут уж под лесом только одна треть всей площади. (31)Коз уже нет, но лоси есть. (32)3елёная и голубая краски уже бледнее. (33)И так далее, и так далее. (34)Переходим к третьей части: картина уезда в настоящем. (35)3елёная краска лежит кое-где, но не сплошь, а пятнами; исчезли и лоси, и лебеди, и глухари... (36)От прежних выселков, хуторков, скитов, мельниц и следа нет. (37)В общем, картина постепенного и несомненного вырождения, которому, по-видимому, остаётся ещё каких-нибудь 10-15 лет, чтобы стать полным. (38)Вы скажете, что тут культурные влияния, что старая жизнь естественно должна была уступить место новой. (39)Да, я понимаю, если бы на месте этих истреблённых лесов пролегли шоссе, железные дороги, если бы тут были, заводы, фабрики, школы, — народ стал бы здоровее, богаче, умнее, но ведь тут ничего подобного! (40)В уезде те же болота, комары, то же бездорожье, нищета, дифтерит, пожары... (41)Тут мы имеем дело с вырождением вследствие непосильной борьбы за существование; это вырождение от косности, от невежества, от полнейшего отсутствия самосознания, когда озябший, голодный, больной человек, чтобы спасти остатки жизни, чтобы сберечь своих детей, инстинктивно, бессознательно хватается за всё, чем только можно утолить голод, согреться, разрушает всё, не думая о завтрашнем дне... (42)Разрушено уже почти всё, но взамен не создано ещё ничего. (Холодно.) (43)Я по лицу вижу, что это вам неинтересно.
Елена Андреевна. (44)Но я в этом так мало понимаю…
Астров. (45)И понимать тут нечего, просто неинтересно.
По А.П. Чехову