Проблема проявления сострадания. По Д. Н. Мамину-Сибиряку
Что такое сострадание? В какие моменты человек испытывает сочувствие? Может ли пример великодушия и готовности к самопожертвованию заставить человека отказаться от жестоких поступков? Именно эти вопросы возникают при чтении текста русского прозаика и драматурга Д. Н. Мамина- Сибиряка.
Раскрывая проблему проявления сострадания, автор знакомит нас со старым охотником Емелей, который жил в избушке у самого леса с маленьким внучком Гришуткой. Шестилетний мальчик простудился весной и всё никак не мог поправиться. Дед обещал ему добыть оленёнка и отправился на охоту. Только на четвёртый день старик со своим верным псом Лыско вышел на след оленя с телёнком. Увидев великолепного оленя, охотник сразу понял, что это мать, которая, жертвуя собой, отводит человека от оленёнка. Наконец после отчаянной борьбы с животным, которое удивляло его своей смелостью, старик увидел прехорошенького оленёнка и взвёл курок, прицелившись в голову маленькому, беззащитному животному. Но старый Емеля не мог этого сделать: его остановили два воспоминания. Он припомнил, с каким геройством защищала телёнка его мать. Кроме того, охотник припомнил, как мать Гришутки спасла ребёнка от волка ценой своей жизни.
Авторская позиция заключается в следующем: человек испытывает сострадание тогда, когда он видит пример великодушия и готовности к самопожертвованию, когда он сам уже пережил тяжкие испытания.
Позиция автора мне близка. Несомненно, жизненные невзгоды смягчают душу человека, он становится более милосердным и чутким, способен понять переживания не только другого человека, но и животного. Пример чужого великодушия и готовности живого существа пожертвовать собой ради спасения детёныша способен вызвать в окружающих сострадание.
В заключение подчеркнём, что милосердие и сострадание должны стать ведущими чертами человека, и тогда мир станет добрее и великодушнее.
(1)В избушке у самого леса живёт старый охотник Емеля с маленьким внучком Гришуткой. (2)Ни забора, ни ворот, ни сарая — ничего нет у Емелиной избушки. (З)Только под крыльцом из неотёсанных брёвен воет по ночам голодный Лыско — одна из лучших охотничьих собак в Тычках.
—(4)Дедко, а дедко, теперь олени ходят с телятами? — с трудом спросил
маленький Гришутка однажды вечером.
—(5)С телятами, Гришук, — ответил Емеля, доплетая новые лапти.
—(6)Вот бы, дедко, телёночка добыть...
—(7)Погоди, добудем... (8)Жары наступили, олени с телятами в чаще прятаться
будут от оводов, тут я тебе и телёночка добуду, Гришук!
(9)Гришутке всего было шесть лет, и он лежал теперь второй месяц на широкой деревянной лавке под тёплой оленьей шкурой. (10)Мальчик простудился ещё весной, когда таял снег, и всё не мог поправиться. (11)Его смуглое личико побледнело и вытянулось, глаза сделались больше, нос обострился. (12)Емеля видел, как внучонок таял не по дням, а по часам, но не знал, чем помочь горю.
(13)Стояли последние дни июня месяца. (14)Емеля вышел из своей избушки с кремневой винтовкой в руке, отвязал Лыска и направился к лесу.
—(15)Ну, Гришук, поправляйся без меня... — говорил Емеля внуку на прощанье. —
(16)3а тобой приглядит старуха Маланья, пока я за телёнком схожу.
—(17)А принесёшь телёнка-то, дедко?
—(18)Принесу, сказал.
—(19)Жёлтенького?
—(20)Жёлтенького...
—(21)Ну, я буду тебя ждать... (22)Смотри не промахнись, когда стрелять будешь...
(23)Три дня бродил Емеля по лесу с Лыском, и всё напрасно: оленя с телёнком не попадалось. (24)Только на четвёртый день, когда и охотник, и собака совсем выбились из сил, они совершенно случайно напали на след оленя с телёнком.(25)«Мать с телёнком, — думал Емеля, разглядывая на траве следы больших и маленьких копыт. — (26)Сегодня утром были здесь... (27)Лыско, ищи, голубчик!..»
(28)День был знойный. (29)Солнце палило нещадно. (30)Собака обнюхивала кусты и траву с высунутым языком; Емеля едва таскал ноги. (31)Но вот знакомый треск и шорох... (32)Лыско упал на траву и не шевелился. (33)В ушах Емели стоят слова внучка: «Дедко, добудь телёнка, и непременно, чтобы был жёлтенький». (34)Вон и мать... (35)Это был великолепный олень-самка. (36)Он стоял на опушке леса и пугливо смотрел прямо на Емелю.
(37)«Нет, ты меня не обманешь...» — думал Емеля, выползая из своей засады.
(38)Олень давно почуял охотника, но смело следил за его движениями.
(39)«Это мать меня от телёнка отводит», — думал Емеля, подползая всё ближе
и ближе.(40)Когда старик хотел прицелиться в оленя, он осторожно перебежал несколько
сажен далее и опять остановился. (41)Емеля снова подполз со своей винтовкой.
(42)Опять медленное подкрадывание, и опять олень скрылся, как только Емеля хотел
стрелять.
—(43)Не уйдёшь от телёнка, — шептал Емеля, терпеливо выслеживая зверя
в течение нескольких часов.(44)Эта борьба человека с животным продолжалась до самого вечера. (45)Благородное животное десять раз рисковало жизнью, стараясь отвести охотника от спрятавшегося оленёнка; старый Емеля и сердился, и удивлялся смелости своей жертвы.
(46)Ведь всё равно не уйдёт от него олень... (47)Сколько раз приходилось ему убивать таким образом жертвовавшую собою мать. (48)Лыско, как тень, ползал за хозяином и, когда тот совсем потерял оленя из виду, осторожно ткнул его своим горячим носом.(49)Старик оглянулся и присел. (50)В десяти саженях от него, под кустом жимолости, стоял тот самый жёлтенький телёнок, за которым он бродил целых три дня.
(51)Это был прехорошенький оленёнок, всего нескольких недель, с жёлтым пушком и тоненькими ножками; красивая головка была откинута назад, и он вытягивал тонкую шею вперёд, когда старался захватить веточку повыше. (52)Охотник с замирающим сердцем взвёл курок винтовки и прицелился в голову маленькому, беззащитному животному...
(53)Ещё одно мгновение, и маленький оленёнок покатился бы по траве с жалобным
предсмертным криком; но именно в это мгновение старый охотник припомнил, с каким геройством защищала телёнка его мать, припомнил, как мать его Гришутки спасла сына от волков своей жизнью. (54)Точно что оборвалось в груди у старого Емели, и он опустил ружьё. (55)Оленёнок по-прежнему ходил около куста, общипывая листочки и прислушиваясь к малейшему шороху. (56)Емеля быстро поднялся и свистнул, —маленькое животное скрылось в кустах с быстротой молнии.
—(57)Ишь какой бегун... — говорил старик, задумчиво улыбаясь. — (58)Только его и видел: как стрела... (59)Ведь убежал, Лыско, наш оленёнок-то? (60)Ну, ему, бегуну, надо расти... (61)Ах ты, какой шустрый!..
(62)Старик долго стоял на одном месте и всё улыбался, припоминая бегуна.
(По Д. Н. Мамину-Сибиряку*)