Проблема роли детских воспоминаний. По Ю. К. Олеше
Воспоминания нельзя вызвать усилием собственной воли. Они приходят внезапно, словно незваный гость, и вызывают самые разнообразные чувства: сожаление и радость, ностальгию и тоску. Но самые светлые воображаемые картины приходят к нам из детства. Какую же роль играют детские воспоминания в жизни человека? Могут ли они повлиять на наше внутреннее состояние, изменить настроение, отношение к жизни? Эти вопросы являются предметом размышлений в тексте русского советского писателя Ю. К. Олеши.
Раскрывая проблему роли детских воспоминаний, автор опирается на собственные рассуждения, приводит яркие примеры из личного опыта. Так, он представляет себя одиннадцатилетним гимназистом «в форменной фуражке, в кожаном поясе с металлической бляхой посредине живота». Уже тогда он ощущал себя «просто человеком», а взрослый мир оценивал с позиций возможностей: не готовить уроки, есть любое количество пирожных. Из этого примера следует, что яркие картины детства, внезапно вспыхивающие в памяти, позволяют человеку вернуться в прекрасное прошлое, воспроизвести по-новому жизненные впечатления и осознать значимость своей личности.
Далее рассказчик вспоминает свои детские мечты о покупке велосипеда и путешествии по Европе. Эти мечты не сбылись, остались невоплощёнными в жизнь, но они соединяются с историческими фактами того времени, которые позволяют представить эпоху через призму предметных и зримых деталей. Перед началом первой мировой войны «ещё всё было очень старинно: солдаты в чёрных мундирах с красными погонами, зверинец на Куликовом поле с одним львом». Этот пример говорит о важном: представляя картины прошлого, ты ощущаешь аромат ушедшего времени, которое уже не вернёшь, но которое сохранилось в памяти.
Оба примера дополняют друг друга, расширяя наше представление о том, какие впечатления детства сохраняются в душе человека и внезапно всплывают в его сознании.
Авторская позиция заключается в следующем: картины счастливого детства, всплывающие внезапно в сознании человека, имеют большое значение для мировосприятия. Мы начинает осознавать ценность жизни, лучше понимать окружающий мир.
Я поддерживаю мнение автора. Действительно, непроизвольно врезаясь в память, многие события, произошедшие в детстве, внезапно воспроизводятся в сознании и помогают справиться с жизненными трудностями, преодолеть отчаяние, понять истинные жизненные ценности.
Для подтверждения этой мысли приведу пример из рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского». Рассказчик вспоминает события 1948 года, когда он пошёл в пятый класс районной школы, жил на чужой квартире и испытывал одиночество и голод. Ребёнком он не осознавал, какую роль сыграла в его судьбе учительница французского языка Лидия Михайловна, которая так неожиданно предложила ему играть на деньги в «пристенок». Мальчик перестал играть с уличными мальчишками, которые избивали его за выигрыш. Теперь он имел возможность выиграть рубль и купить на рынке банку молока. Только став взрослым, герой по достоинству оценил благородство и самоотверженность учительницы, всеми силами пытавшейся спасти ребёнка от голода. Он получил уроки доброты.
В заключение подчеркну, что детские воспоминания согревают сердце, возвышают душу, возвращают нас в прекрасное прошлое, смягчают нрав и совершенствуют характер, заставляют ценить жизнь.
Текст: неполный
Удивительная работа — воспоминания. Мы вспоминаем нечто по совершенно неизвестной нам причине. Скажите себе: «Вот сейчас я вспомню что-нибудь из детства». Закройте глаза и скажите это. Вспомнится нечто совершенно не предвиденное вами. Участие воли здесь исключено. Картина зажигается, включённая какими-то инженерами позади вашего сознания...