Сочинение по тексту:
За последние два десятилетия многое изменилось в нашем государстве, и эти изменения не могли не затронуть и нашу речь. Она стала более примитивной, потому что многие люди перестали читать книги, более агрессивной, потому что общество стало таким.
С. Виноградов рассматривает проблему сквернословия, которое заполонило нашу речь, вошло в кинофильмы и спектакли. От него не спрячешься ни в метро, ни в автобусе, ни на улице.
Размышляя об этой негативной стороне нашей жизни, автор старается проанализировать причины, по которым мат так активно используется в речи современных людей. Первую причину он видит в кризисе, который проник во все грани нашей жизни. Это и кризис в экономике, культуре, вере. Это низкий уровень образования. Это те слова, которые ребёнок, едва начиная понимать речь, слышит в своей семье. Это и намеренный эпатаж, вызов обществу. Журналист видит в этом явлении разрушающее действие и на человека, который использует сквернословие в своей речи, и на тех, кто это слушает, иногда не по своей воле. В чём же негативное воздействие этого явления на людей? Человек начинает смотреть на мир как на нечто примитивное и грязное, как и те слова, которые его описывают.
Позиция автора непримирима: «давайте будем нетерпимы к сквернословию — наложим на него полный и не подлежащий обсуждению запрет».
Я полностью согласна с позицией автора, который затронул очень важную, злободневную проблему. Человек, который использует нецензурную речь, на мой взгляд, презирает себя самого, презирает людей, с которыми общается, у него нет ничего святого.
Некоторые защитники мата приводят в пример А.С. Пушкина. Но они не знают, что Пушкин использовал эти слова в своих ранних произведениях, которые потом пытался уничтожить, и в письмах к своим самым близким друзьям. Трудно представить поэта, использующего сквернословие в разговоре с Натальей Николаевной или со своими детьми.
В современной литературе мы можем тоже встретить нецензурные выражения. В повести Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом» описывается полусумасшедшая бабушка, которая воспитывает внука. Она не стесняется в выражениях. Здесь сквернословие служит одним из способов создания характера. Внук страдает от самодурства, жестокости этой женщины, которая превратила его жизнь в ад. Читать это произведение очень тяжело, потому что всей душой сочувствуешь маленькому человеку, которому пришлось пережить страдания и муки. Ребёнок не должен жить в такой обстановке, иначе он погибнет — вот идея писателя.
Чтобы сделать наше общество чище, порядочней, человечней, надо последовать призыву автора текста — бороться со сквернословием всеми силами.
Текст С. Виноградова:
(1)Одной из примет постигшей нас культурной катастрофы стало сквернословие. (2)Оно гнездится не только в группках тусующихся тинэйджеров и давно уже перестало быть «лингвистической прерогативой» пьяного грузчика в овощном магазине. (3)Матерщина свободно и горделиво льётся в коридорах и курилках престижных вузов, со сцены и экрана, со страниц нашей печати. (4)Глубоким анахронизмом стало правило «не выражаться при дамах»: мат ныне не избирателен по полу, и некоторые «дамы», особенно в нежном возрасте, способны заткнуть за пояс иного бомжа.
(5)Обвальное сквернословие вообще, по-видимому, спутник кризисных времён. (6)Историк и мыслитель XVII века дьяк Иван Тимофеев среди пороков и грехов, которые привели к едва не погубившей Россию Смуте, упоминал и «зловонное произношение языком и устами матерных скверных слов».
(7)В наши дни сквернословие существует в разных проявлениях, как бы выступает в нескольких ипостасях.
(8)Прежде всего — это привычное сквернословие, свойственное людям с невысоким уровнем культуры. (9)В этом случае матерные слова и выражения для человека, который их употребляет, используются автоматически — и как единицы именования соответствующих предметов и действий, и как междометия, выражающие разнообразные чувства, и как балластные наполнители речевого потока (подобно тому, как некоторые другие люди поминутно говорят: вот, так сказать, значит). (10)Привычный мат — это абсолютное и законченное проявление бескультурья. (11)Хотя он и связан с уровнем образования, но не напрямую: я, например, знал крестьян, за плечами которых было два класса церковноприходской школы, но для которых матерное слово было столь же противоестественно, как лень или плохая работа; в то же время мне известны матерящиеся студенты, инженеры и врачи. (12)Основная среда формирования привычного сквернословия — семья, основная причина — культурный вакуум, царящий в ней. (13)Поэтому сквернословие так устойчиво: ребёнок, который ежедневно слышит, как его родители «ласкают» друг друга забористым словом, почти наверняка вырастет «матерноговорящим» и передаст эту привычку своим детям.
(14)Широко распространено так называемое аффективное сквернословие. (15)Оно связано с выражением какого-либо чувства и обычно является эмоциональной реакцией человека на ситуацию, слова или поведение других людей, даже на собственные действия.
(16)Ещё одно из проявлений сквернословия — намеренный эпатаж, вызов обществу, потуги разрушить общепринятые правила приличия. (17)Диапазон этой разновидности мата весьма широк — от надписей на заборах и в туалетах до манерно-циничных выступлений некоторых представителей интеллигенции и, так сказать, произведений искусства — книг, кинофильмов, спектаклей. (18)Да, в текстах великой русской литературы немало строк и строчек, где соответствующие слова даже в академических изданиях стыдливо заменялись отточиями. (19)Но разве есть что-нибудь общее между ними и матом в угоду моде, для создания ореола скабрёзной скандальности или просто потому, что иначе говорить не умеют?
(20)Мат —это, увы, объективная суровая реальность. (21)Отчётливо осознавая это, должны ли мы занять безучастную позицию? (22)Вряд ли. (23)Ведь сквернословие не только оскорбляет других людей, но и разрушающе действует на самого человека: мат как бы становится частью его менталитета. (24)Человек начинает смотреть на мир сквозь сетку, узлы которой связаны из матерных слов, и мир этот удручающе примитивен, поскольку всё многообразие жизни низводится в нём до простейших отправлений.
(25)Нет и не может быть каких-то универсальных рецептов излечения от сквернословия. (26)Ясно мне: это возможно только при значительном повышении культурного уровня как общества, так и отдельного человека. (27)Не нужно тешить себя иллюзиями: спившегося люмпена никто не научит говорить на другом языке. (28)Но многое можно сделать в микроколлективе: в классе, студенческой аудитории и особенно в семье. (29)Давайте будем нетерпимы к сквернословию — наложим на него полный и не подлежащий обсуждению запрет.
(По С. Виноградову)