Проблема сущности искусства и задач, которые оно выполняет. По В.Я. Брюсову.
Р. А. Дощинский и И. П. Цыбулько – 2025. 36 вариантов. Вариант 1.
В чём состоят цели творчества художника? Какие задачи должен ставить перед собой истинный творец? Именно эти вопросы становятся предметом для размышлений поэта Серебряного века Валерия Яковлевича Брюсова.
Раскрывая проблему цели творчества художника, автор начинает с определения концепции человека. Он убеждён, что «каждый человек – отдельная определённая личность, которой вторично не будет»., что «люди различаются по самой сущности души». Стать самим собой, глубже понять себя, раскрыть свои самобытные черты – вот задача личности. Мгновения жизни не повторятся, они могут сохраниться в памяти и отразиться в слове, в стихе. Отсюда вытекает мысль о том, что художник должен воплотить в своих произведениях неуловимые мгновения жизни.
Признаком подлинного искусства является своеобразие, способность создавать нечто новое. Лживое, ненастоящее искусство подражательно. Если писатель стремится подражать другим, то он лицемер, потому что вместо исповеди он пересказывает чужие мысли. Таким образом, ненастоящий творец-подражатель надевает на себя чужую личину, не способен раскрыть своё внутреннее «я».
Оба примера противопоставлены друг другу. В одном случае раскрывается сущность подлинного художника, способного запечатлеть мгновение и придать ему вечность. В другом случает изображён ложный творец, пересказывающий не свои, а чужие чувства и настроения.
Автор считает, что «задача искусства — сохранить для времени, воплотить это мгновенное, это мимоидущее», что уходит безвозвратно, если не отразить его в слове.
Невозможно не согласиться с этим мнением. Действительно, должен раскрыть читателям свою душу, передать свои мимолётные настроения.
Чтобы подтвердить верность этой мысли, приведу пример из стихотворения Бориса Пастернака «Ночь». Лирический герой обращается с призывом к творцу: «Не спи, не спи, художник, // Не предавайся сну». Сущность творческой личности раскрывается в диалектической формуле: подлинный художник – это и «вечности заложник», и одновременно он находится «у времени в плену».
В заключение хочу подчеркнуть, что душа, отражённая в художественном произведении, становится бессмертной, она живёт вечно, а его творчество бессмертно.
Текст
(1)Каждый человек – отдельная определённая личность, которой вторично не будет. (2)Люди различаются по самой сущности души; их сходство только внешнее. (3)Чем больше становится кто сам собою, чем глубже начинает понимать себя, тем яснее проступают его самобытные черты.
(4)И в жизни отдельного человека мелькнувшее мгновение не повторится. (5)Каждое мимоидущее настроение возникает лишь однажды для вечности. (6)Если я вспоминаю былое чувство, оно возвращается уже в ином качестве. (7)Словом, или стихом, или внушением. (8)Тождественности нет. (9)Мгновения отходят в могилу без надежды воскреснуть.
(10)3адача искусства — сохранить для времени, воплотить это мгновенное, это мимоидущее. (11)Художник пересказывает свои настроения; его постоянная цель — раскрыть другим свою душу. (12)Человек умирает, его душа, неподвластная разрушению, ускользает и живёт иной жизнью. (13)Но если умерший был художник, если он затаил свою жизнь в звуках, красках или словах, — душа его, всё та же, жива и для земли, для человечества.
(14)Кто дерзает быть художником, должен найти себя, стать самим собою. (1б)Не многие могут сказать не лживо: «Это — я. (16)В общем употреблении есть ограниченное число личин, которыми и прикрываются люди, то из подражания, то из страха. (17)А художнику необходимо осмелиться и снять с себя такую личину. (18)Необходимо освободиться и от всего чужого, хотя бы то были заветы великих учителей. (19)Под наносными красками надо усмотреть свет души своей. (20)Пусть художник готовится к подвигу жизни, как пророк. (21)Есть для избранных годы молчания. (22)Только одинокие раздумья создают право вынести людям свои скрижали. (23)Но конца этим раздумьям нет; бесконечна возможность познавать себя, бесконечен путь к совершенству.
(24)Кто дерзает быть художником, должен быть искренним — всегда без предела. (25)Все настроения равноценны в искусстве, ибо ни одно не повторится. (26)Каждое дорого уже потому, что оно единственное. (27)Чем яснее поймёт кто свою душу, тем чище и возвышеннее будут его думы и чувства. (28)Стремление глубже понять себя, идти всё вперёд, уже святыня. (29)Нет осуждения думам и чувствам истинного художника. (30)Иное в отдельности ещё неполная правда, но, как часть души, может быть необходимым.
(31)Тот более велик из художников, кто глубже понял и полнее пересказал свою душу. (32)Это наша ограниченность делит художников на великих и меньших. (ЗЗ)В малом мире человека, как в великом мире вселенной, всё находится в связи, всё дышит взаимным согласием. (34)Пусть художник с новых и новых точек зрения озаряет свою душу. (35)Пусть, как к цели, стремится он к тому, чтобы воссоздать весь мир в своём истолковании.
(З6)Единственный признак истинного искусства — своеобразие; искусство всегда создаёт нечто новое. (37)Постоянный признак лжеискусства заключается в том, что оно подражательно. (38)Так, не понявший себя принимает своё чувство за одно из запечатлённых раньше других; вместо исповеди он даёт пересказ, не творит, а подделывает. (39)Лицемер в искусстве обречён повторять других; кто лжёт, тот подражает.
(40)Достойный имени художника может довольствоваться тем, что будет записывать свои мелькающие настроения. (41)Вдохновение — миг более живого чувствования. (42)В искусстве для искусства» нет смысла. (43)Повесть дорога не как рассказ приключениях вымышленных лиц, а как средство узнать душу написавшего. (44)В картине важен замысел, а не красота изображённого моря и или тела — они красивее в действительности. (45)Чем дальше в свою область вступает искусство, тем определённее становится оно свободным излиянием чувства (то есть лирикой).
(46)Меняются приёмы творчества, но никогда не может умереть или устареть душа, вложенная в создания искусства. (47) Если по собранным обломкам можно уловить намерение ваятеля, то не умерла душа творца для нас, живущих. (48)Искусство воплощает настроения; в настроении проявляет свою жизнь душа. (49)Душа первее мёртвой природы, осуждённой исчезнуть, как призрак. (50)Вот почему создания искусства мы называем бессмертными.
По В.Я. Брюсову