Проблема влияния «двоедушного» милосердия. По В. П. Астафьеву
По тексту «На очередном обходе главный врач санбата осмотрел Бориса…».
Какое влияние оказывает на человека лицемерное, «двоедушное» милосердие? Как воспринимают люди лицемерие и двоедушие по отношению к себе? Именно эти вопросы возникают при чтении фрагмента из повести В. П. Астафьева «Пастух и пастушка».
Раскрывая проблему влияния «двоедушного» милосердия, автор знакомит нас со своим героем – лейтенантом Борисом Костяевым, раненным на передовой и находящимся на излечении в санбате. Во время очередного обхода главный врач санбата после осмотра сказал Костяеву: «Подзадержались вы у нас, подзадержались». Раненый уловил в голосе врача неприязнь и плохо спрятанное подозрение. Угодливое хихиканье санитарки, напористая речь старшей сестры вывели Бориса Костяева из себя, и он, сдерживая ярость, произнёс: «Так выбросьте меня… на помойку». Внешне старшая сестра – «святоликая женщина с милосердными глазами», но Борис точно определил её отношение к раненым – «двоедушное милосердие». Её заботит не исцеление раненых, а освобождение места для других. Возмущённая словами Бориса, женщина с «надменным ликом» приказала привязать его к койке и сделать укол. Дежурная сестра не стала больного привязывать, но громким голосом сказала, что всё исполнила.
Поздней ночью врач зашёл в палатку к Борису и сухо сказал, что назначил его на эвакуацию, так как души и остеомиелиты в полевых условиях не лечат. Врач заметил, что милосердие всегда двоедушно, а на войне особенно, но Борис отчуждённо молчал, хотя и не был, по всей видимости, согласен с доктором.
Авторская позиция заключается в следующем: лицемерие, «двоедушное милосердие» могут ранить больнее, чем пули, потому что они калечат не тело, а душу.
Невозможно не согласиться с мнением автора. Действительно, если за наружным проявлением милосердия прячется неприязнь, недоверие, подозрительность, то это наносит моральный ущерб, по силе воздействия превышающий физические раны.
В заключение хочу напомнить слова из стихотворения поэта Вадима Шефнера: «Словом можно убить». Лечит не только лекарство, но и ласковое, искреннее слово сочувствия. А «двоедушное милосердие» наносит душевные раны.