Р. А. Дощинский и И. П. Цыбулько – 2025. 36 вариантов. Вариант 11.
Проблема влияния на образованность человечества. По Н. Г. Чернышевскому
Кто и как влияет на образованность человечества? Можно ли с уверенностью утверждать, что на успехи на пути образования влияет в первую очередь молодое поколение при условии, что молодёжь будет стремиться к просвещению и опираться на открытия, совершённые предыдущими поколениями? Именно эти вопросы возникают при чтении текста русского писателя Н. Г. Чернышевского.
Отвечая на эти вопросы, автор утверждает, что на образованность человечества влияет молодое поколение, которое опирается на багаж знаний, выработанный старшими поколениями, и стремится использовать их в своей просветительской деятельности.
Раскрывая свою позицию, создатель романа «Что делать?» подчёркивает, что человечество совершенствуется. Но в то же время он утверждает, что ход человеческого образования может быть как ускорен, так и замедлен. По мнению Н. Г. Чернышевского, эти процессы полностью зависят от молодого поколения, которое работает в настоящем, но его деятельность простирается и на будущее. Бездеятельность молодёжи приведёт к замедлению процесса просвещения и образования. Этот пример говорит о том, что на плечи молодёжи ложится большая ответственность за развитие и процветание общества.
Продолжая развивать эту мысль, автор отмечает, что молодое поколение является наследником «того богатства, которое собрано предыдущими поколениями». Знания являются «неисчерпаемым рудником», их невозможно уничтожить, но необходимо продолжать разработку этого неисчерпаемого рудника. Так, используя развернутую метафору, писатель подчёркивает, что, используя интеллектуальное богатство, накопленное старшим поколением, необходимо продолжить приобретение и развитие знаний.
Оба примера, дополняя друг друга, расширяют наше представление о том, как молодое поколение должно развивать и приумножать накопленные веками знания.
Позиция автора мне близка. Действительно, связь поколений влияет на образованность человечества. Молодое поколение должно усвоить знания, накопленные предыдущими поколениями и ускорить образованность общества, продолжая заниматься научной деятельностью, собственным интеллектуальным развитием, пропагандируя новые знания.
Для подтверждения этой мысли приведу пример из истории. Михаил Васильевич Ломоносов был сыном простого архангельского рыбака. Мальчика обучил грамоте местный дьячок. Страсть к знаниям привела юношу в Москву. Он учился в славяно-греко-латинской академии. Усваивая знания, Ломоносов жаждал научных открытий и совершил их, всю жизнь служа России. Не зря его называют первым русским университетом, так как его знания и открытия в различных научных областях просто поражают.
В заключение хочу подчеркнуть, что долг каждого молодого человека – хорошо учиться, приобретать знания, выработанные старшими поколениями и ускорять процесс образования в обществе.
Текст
(1)Неоспоримо, что род человеческий совершенствуется; усовершенствование его простирается на все отрасли жизни его, духовной и телесной, умственной и физической. (2)Подтверждения и доказательства этого так очевидны, что не нужно и представлять их.
(3)Самые упорные хвалители старины не могут отрицать, что настоящее поколение образованнее прошедшего, а мы, в свою очередь, должны сознаться, что потомки наши будут образованнее нас.
(4)Как всякое развитие, так и ход человеческого образования может быть ускорен и замедлен, остановлен на время, даже на некоторое время возвращён назад: так телесные силы не только остаются без приращения во время жестоких болезней, но и после того как болезнь пройдёт, человеку надобно долгое время, чтобы совершенно оправиться и войти в прежние силы. (5)Бывают также и такие благоприятные обстоятельства, что силы нашего тела развиваются, как говорят, не по дням, а по часам. (6)То же случается и с развитием умственных сил каждого человека, то же — и с ходом образования целого человечества.
(7)Как ускорение, так и замедление образования и вообще весь ход его зависят от молодого поколения; и власть его в этом случае простирается не только на настоящее, но. и далеко в будущее.
(8)О настоящем нечего и говорить: молодое поколение одно в нём действует, от него зависит, чтобы время, в которое оно жило, принесло плоды для наук или осталось совершенно бесполезным; никто не может с ним ни спорить об этом, ни препятствовать. ему в этом.
(9)Но власть его простирается и на будущее: это видно, уже из того, что своею недеятельностью оно замедлит на всё время своего действования дальнейший ход образованности человечества.
(10)Более того, предшествовавшие поколения ему во власть предоставляют познания, ими накопленные: от него зависит, сумеет воспользоваться ими или не воспользоваться, увеличить сумму их или уменьшить, передать их последующему человечеству умноженными или расточёнными. (11)Но можно ли расточить познания?
(12)Что же я делаю, как не расточаю их, когда забываю? (13)Тем более проматывают их, когда истребляют памятники образованности предшествовавших поколений.
(14)Молодое поколение есть полный наследник того богатства, которое собрано предыдущими поколениями, и так же, как наследник какого-нибудь материального имения, может по произволу умножить его или расточить.
(15)Знание — это неисчерпаемый рудник, который доставляет владетелям своим тем большие сокровища, чем глубже будет разработан. (16)Конечно, владелец его не в силах уничтожить богатства, находящиеся в его недрах, но может продолжить или прекратить его разработку и самою этою остановкою затруднить дальнейшую разработку его своим наследникам: оставленный без попечения, рудник заваливается землёю, обрушивается, заливается водою. (17)И вот он оставляет своим наследникам рудник в таком положении, что долго и много надобно трудиться, чтобы снова докопаться хотя до того места, до которого он был прежде разработан. (18)Всё это было бы легче для наследников, если бы они были богаты; но мог ли владелец, так небрегший о своём благосостоянии, уберечь сокровища, наследованные им?
(19)Нет, он оставил им в наследство только жалкие остатки. (20)Итак, этот нерадивый владелец не только замедлил разработку рудника на всё время, в которое владел им, но и задержал надолго дальнейшую его разработку и для будущих поколений.
(21)А когда настоящее поколение умножит массу знаний, им наследованных, тогда, без сомнения, благодетельное влияние его деятельности распространится на всю будущность образования человечества.
(22)Таким образом, молодое поколение имеет величайшее влияние и на будущие успехи человечества на пути образования. (23)Это совершенно подтверждается историей. (24)На сколько веков замедлила успехи образования необразованность молодых поколений во время и после разрушения Западной Римской империи? (25)Начиная с конца I века до н. э. по Рождество Христово мы видим, как их недеятельность расточала богатства знаний, полученных от предков, но особенно заметно это становится с V века.
(26)Потом почти до ХIV века дремал ум человеческий, но наконец проснулся и ревностно устремился к просвещению. (27)Но что же? (28)Дремота его то ли только имела следствие, что двенадцать или тринадцать веков прошло бесполезно для образования человечества? (29)Нет; уже более пяти веков с того времени род человеческий снова всеми силами стремится к образованию и всё ещё во многих отраслях его не достиг той степени, на которой стояли древние, несмотря на изобретение книгопечатания, которое придало, кажется, орлиные крылья образованию и успехам его.
(30)Вот как важно влияние молодого поколения на образование человечества. (З1)И это одно уже должно побуждать нас всеми силами стремиться к просвещению, быть самим ревностными и неутомимыми деятелями на поле знания. (32)Подумаем только: ход образования целого человечества зависит от нашей деятельности.
По Н. Г. Чернышевскому