Проблема воздействия города на отношение человека к природе. И. П. Цыбулько – 2023. Вариант 33.
(«Есть ложное представление, будто город убивает чувство природы»).
Справедливо ли мнение о том, что город как явление цивилизации разрушает в человеке ощущение естественной связи с природой? Можно ли согласиться с противоположным высказыванием о том, что, наоборот, город является учителем и воспитателем чувства любви к родной земле и к матери-природе? Именно эти вопросы возникают при чтении текста русского писателя М. М. Пришвина.
Раскрывая проблему воздействия города на отношение человека к природе, автор опирается на собственные размышления и жизненный опыт. Для доказательства того, что город не разрушает, а прививает чувство любви к природе, писатель приводит исторический пример. Это доказательство состоит в том, что с развитием больших городов и увеличением численности городского населения в живописи возникает интерес к пейзажу. Этот пример ясно доказывает мысль о том, что с переселением в город человек испытывает тягу к природе, болезненно воспринимает разрыв с родной почвой. У художника эта тоска по лесам, полям и рекам выливается в желание создавать пейзажи.
Кроме того, размышляя о воздействии города на чувство природы, автор приводит пример, опирающийся на личный опыт. Он признаётся, что ранней весной он испытывает такое сильное желание странствовать, что становится больным и неспособным к работе. Находясь в Петербурге, от открывает форточку и слушает, как свистят пролетающие над городом кулики, как утки кричат, журавли, гуси, лебеди. Выход из тоски по природе он находит в путешествиях. Ему «приходилось ночевать и на лодке, и под лодкой, и на песке под парусом, и раз даже схватить за ногу через дырочку в парусе токующего на мне самом тетерева». Впечатления, полученные от общения с природой, обогащают новыми знаниями и впечатлениями, наполняют душу гармонией, радостью и счастьем. Из этого следует, что городской житель, чувствуя разрыв с природой, стремится путешествовать, чтобы обрести согласие и единство с окружающим миром.
Оба примера, как исторический, так и личный, дополняют друг друга и подводят нас к мысли о том, что человек не может жить без природы, она является его вдохновителем, прививает любовь к жизни, учит понимать прекрасное.
Авторская позиция заключается в следующем: мнение о том, что город как явление цивилизации разрушает в человеке ощущение естественной связи с природой, несправедливо. Наоборот, город является учителем и воспитателем чувства любви к родной земле и к матери-природе.
Невозможно не согласиться с мнением автора. Действительно, город не разрушает, а усиливает тягу человека к природе. Человек не может без общения с миром трав, цветов и лесов.
Для подтверждения своей позиции приведу пример из рассказа А. П. Платонова «Юшка». Ефим Дмитриевич, по-уличному Юшка, сорокалетний слабый здоровьем помощник кузнеца, живёт в небольшом городке, жители которого, как взрослые, так и подражающие родителям дети, не считают его за человека, бьют, обижают, унижают. Что же даёт силы кроткому и тихому Юшке прощать своих обидчиков и не держать на них зла? Каждое лето герой отправляется пешком в Москву, чтобы отдать заработанные за год деньги на воспитание сироты, которую он сначала поместил в одну семью, а затем и в пансион. Идёт помощник кузнеца полями и лугами, среди трав и цветов и уже не в силах скрыть своей любви к природе. Он наклоняется к каждому цветку и травинке, вдыхая полевой аромат и боясь повредить лепесток нежного растения. Думаю, что именно общение с природой помогает Юшке сохранить в душе любовь к ближнему, доброту и милосердие.
В заключение хочу подчеркнуть, что человек никогда не разорвёт своих связей с природой, которая даёт ему нравственные силы и учит понимать прекрасное, разумное, доброе, вечное.
(1) Есть ложное представление, будто город убивает чувство природы. (2)Я думаю, напротив: город воспитывает естественное чувство, и если мы называем землю матерью, то город — учитель и воспитатель этого чувства к матери-земле. (3)Я бы мог доказать это исторически, проследив, например, в живописи, как возникал интерес к пейзажу с развитием жизни больших городов, но как-то проще выходит, если говорить о собственном опыте...