Как влияет на человека прекрасное, которое он находит в окружающей действительности? Может ли красота облагородить душу, оказать на неё целительное воздействие? Вызывают ли эстетические категории приятные чувства и наводят ли они на философские размышления? Именно эти вопросы возникают при чтении текста русского классика А. П. Чехова.
Раскрывая проблему воздействия красоты на человека, автор ведёт повествование от первого лица. Рассказчик вспоминает случай, который произошёл с ним, когда он был гимназистом V или VI класса. По дороге в Ростов-на-Дону они с дедушкой остановились в большом селе Бахчи-Салах у знакомого дедушки. Юноша увидел шестнадцатилетнюю девушку Машу в простом ситцевом платье и белом платочке, которая поразила его «обворожительными чертами прекраснейшего из лиц». С первого же взгляда герой понял, что перед ним красавица. На девушку обратил внимание и восьмидесятилетний дед рассказчика, «человек крутой, равнодушный к женщинам и красотам природы». Но в это мгновение старик ласково смотрел на дочь хозяина и похвалил её: «Хороша барышня». Из этого следует, что красота одинаково действует на людей разного возраста – на юношей и стариков, так как её безусловность очевидна каждому.
Размышляя о красоте девушки, рассказчик находит эту красоту «классической и строгой», внешность Маши представляется ему идеальной. Любуясь дочкой хозяина, герой испытывает самые разноречивые чувства. Сначала ему обидно и стыдно, что красавица не обращает на него внимания, потом он совершенно забывает о себе и весь отдаётся ощущению красоты, которая вызывает в нём приятную грусть и наводит на философские мысли о бренности мира и недолговечности красоты. Этот пример говорит о том, что созерцание красоты необъяснимо воздействует на человека, вызывает в нём самые противоречивые чувства.
Оба примера находятся в причинно-следственной связи. Красота влияет на внутреннее состояние людей любого возраста: красоте, как и любви «все возрасты покорны». И, как следствие созерцания прекрасного, возникают разнообразные и сложные чувства, грустные мысли о быстротечности жизни.
Авторская позиция заключается в следующем: красота, замечаемая нами, оказывает на нас положительное воздействие, возвышает и облагораживает душу, освобождает её от всего ненужного, наносного, суетного.
Я поддерживаю мнение автора. Действительно, эстетические понятия тесно связаны с окружающей действительностью. Человек, способный видеть вокруг себя прекрасное, счастлив, в его душе возникают благородные чувства, стремление сказать что-то доброе, искреннее, он начинает философски осмысливать всё, что его окружает.
Для подтверждения этой мысли приведу пример из рассказа А. И. Куприна «Гранатовый браслет». Незначительный чиновник по фамилии Желтков однажды увидел в театре аристократку Веру Николаевну и сразу понял, что в мире нет ничего прекраснее её. Он поклоняется возлюбленной как богине, ничего не требуя взамен. Ему достаточно знать, что где-то рядом существует прекрасная женщина, его идеал. В поклонении красоте, в преданной любви и самопожертвовании герой видит смысл своей жизни.
В заключение хочу подчеркнуть, что красота возвышает человека, делает его лучше, совершенствует его внутренний мир.
Текст
(1)Помню, будучи ещё гимназистом V или VI класса, я ехал с дедушкой в Ростов-на-Дону. (2)День был августовский, знойный, томительно скучный. (3)От жара и сухого, горячего ветра, гнавшего нам навстречу облака пыли, слипались глаза, сохло во рту; не хотелось ни глядеть, ни говорить, ни думать. (4)Кормить лошадей остановились мы в большом селе Бахчи-Салах у знакомого моего дедушки.
(5)В комнатах не было ни ветра, ни пыли, но было так же неприятно, душно и скучно, как в степи и по дороге. (6)Помню, запылённый и изморённый зноем, сидел я в углу на зелёном сундуке. (7)Хозяин не спеша вышел в сени и крикнул:
— Машя! (8)Ступай наливай чай! (9)Где ты?
(10)Послышались торопливые шаги, и в комнату вошла девушка лет шестнадцати, в простом ситцевом платье и в белом платочке. (11)Готовя посуду и наливая чай, она стояла ко мне спиной. (12)Садясь за стол, я взглянул в лицо девушки, подававшей мне стакан, и вдруг почувствовал, что точно ветер пробежал по моей душе и сдунул с неё все впечатления дня с их скукой и пылью. (13)Я увидел обворожительные черты прекраснейшего из лиц, какие когда-либо встречались мне наяву и чудились во сне. (14)Передо мною стояла красавица, и я понял это с первого взгляда, как понимаю молнию.
(15)Я готов клясться, что Маша, или, как звал отец, Машя, была настоящая красавица, но доказать этого не умею. (16)Иногда бывает, что облака в беспорядке толпятся на горизонте и солнце, прячась за них, красит их и небо во всевозможные цвета: в багряный, оранжевый, золотой, лиловый, грязно-розовый; одно облачко похоже на монаха, другое на рыбу, третье на турка в чалме. (17)3арево охватило треть неба, блестит в церковном кресте и в стёклах господского дома, отсвечивает в реке и в лужах, дрожит на деревьях; далеко-далеко на фоне зари летит куда-то ночевать стая диких уток... (18)И подпасок, гонящий коров, и землемер, едущий в бричке через плотину, и гуляющие господа — все глядят на закат и все до одного находят, что он страшно красив, но никто не знает и не скажет, в чём тут красота.
(19)Не я один находил, что девушка красива. (20)Мой дедушка, восьмидесятилетний старик, человек крутой, равнодушный к женщинам и красотам природы, целую минуту ласково глядел на Машу и спросил:
— Это ваша дочка?
— (21)Дочка. (22)Это дочка... — ответил хозяин.
— (23)Хорошая барышня, — похвалил дедушка.
(24)Красоту девушки художник назвал бы классической и строгой. (25)Это была именно та красота, созерцание которой, бог весть откуда, вселяет в вас уверенность, что вы видите черты правильные, что волосы, глаза, нос, рот, шея и все движения молодого тела слились вместе в один цельный, гармонический аккорд, в котором природа не ошиблась ни на одну малейшую черту. (26)Вам кажется почему-то, что у идеально красивой женщины должен быть именно такой нос, как у Маши, прямой и с небольшой горбинкой, такие большие тёмные глаза, такие же длинные ресницы, такой же томный взгляд, что её чёрные кудрявые волосы и брови так же идут к нежному белому цвету лба и щёк, как зелёный камыш к тихой речке. (27)Глядите вы, и мало-помалу вам приходит желание сказать Маше что-нибудь необыкновенно приятное, искреннее, красивое, такое же красивое, как она сама.
(28)Сначала мне было обидно и стыдно, что Маша не обращает на меня никакого внимания и смотрит всё время вниз. (29)«Это оттого, — думал я, — что я весь в пыли, загорел, и оттого, что я ещё мальчик».
(30)Но потом я мало-помалу забыл о себе самом и весь отдался ощущению красоты. (31)Я уж не помнил о степной скуке, о пыли, не слышал жужжанья мух, не понимал вкуса чая и только чувствовал, что через стол от меня стоит красивая девушка.
(32)Ощущал я красоту как-то странно. (33)Не желания, не восторг и не наслаждение возбуждала во мне Маша, а тяжёлую, хотя и приятную, грусть. (34)Эта грусть была неопределённая, смутная, как сон. (Зб)Почему-то мне было жаль и себя, и дедушки, и хозяина дома, и самой девушки, и было во мне такое чувство, как будто мы все четверо потеряли что-то важное и нужное для жизни, чего уж больше никогда не найдём.
(36)Мне было жаль и себя, и её, и возницу Карло, грустно провожавшего её взглядом всякий раз, когда она сквозь облако мякины бегала к арбам. (37)Была ли это у меня зависть к её красоте, или я жалел, что эта девочка не моя и никогда не будет моею и что я для неё чужой, или смутно чувствовал я, что её редкая красота случайна, не нужна и, как всё на земле, не долговечна. (38)Или, быть может, моя грусть была тем особенным чувством, которое возбуждается в человеке созерцанием настоящей красоты, Бог знает!
По А. П. Чехову