Проблема запоздалого сожаления о несовершённом поступке.
И. П. Цыбулько – 2023. Вариант 15 («Кружила январская метелица, скрипели мёрзлые тополя в переулке…»).
Как часто мы жалеем о том, что хотели, но не совершили поступок из-за ложных убеждений или лени? Нужно ли откладывать на потом задуманное? Какие чувства охватывают человека, когда он осознаёт невозможность вернуть упущенное, тот шанс, который был послан судьбой? Можно ли преодолеть запоздалую горечь сожаления, когда мы понимает, что происходит непоправимое? Именно эти вопросы возникают при чтении текста советского писателя Ю. Бондарева.
Раскрывая проблему запоздалого сожаления о несовершённом поступке, автор ведёт повествование от первого лица. Рассказчик каждый вечер проходит мимо небольшого дома, где светится единственное окно зелёным уютным пятном. Он представляет, что за занавеской комната, заставленная книгами, и в этом книжном раю обитает добродушный старичок-учёный или писатель. Однажды у него возникает желание постучать в окно, войти в комнату под каким-нибудь предлогом, но он не решается этого сделать, о чём позже очень жалеет. Этот пример ярко иллюстрирует мысль о том, что часто мы по каким-либо причинам не исполняем своих желаний, а затем об этом жалеем.
Спустя два месяца наступила весна, рассказчик обратил внимание на то, что знакомый свет в окне не горит. Он не мог понять, что случилось, а на следующий день увидел отдёрнутые занавески, а вместо воображаемого друга в глубине комнаты стояла женщина с отсутствующим взглядом. Герой понял, что произошло несчастье, что у него не будет возможности познакомиться с воображаемым другом. Этот пример говорит о том, что рассказчик упустил возможность приобрести духовно близкого ему друга.
Оба примера, дополняя друг друга, подводят нас к мысли о том, что нельзя откладывать на потом задуманное, может случиться так, что больше не представится возможность исполнить свою мечту.
Авторская позиция заключается в следующем: часто мы жалеем о том, что хотели, но не совершили поступок из-за ложных убеждений или лени. Чтобы этого не произошло, нужно действовать без замедления.
Позиция автора мне близка. Действительно, нас часто охватывают запоздалые сожаления, когда мы осознаём невозможность вернуть упущенное. Для подтверждения своей позиции приведу пример из рассказа К. Г. Паустовского «Телеграмма». Настя живёт в послевоенном Ленинграде и работает в Союзе художников. Увлечённая организацией выставки, она отказывает в просьбе своей престарелой матери Катерине Петровне, живущей в селе Заборье, приехать повидаться. Девушка успокаивает себя мыслью о том, что раз мать пишет, значит, жива. Но однажды она получает телеграмму, где сообщается, что «Катя помирает». Не сразу она поняла смысл телеграммы, отправленной неграмотным сторожем Тихоном. Настя опоздала на похороны матери, и теперь на её сердце осталось чувство неизбывной вины, от которого уже никак не избавишься.
Подводя итог всему сказанному, хочу подчеркнуть, что никогда не нужно упускать шанс, данный нам на совершение добрых и благородных поступков. Если же мы по какой-либо причине отложим задуманное на неопределённое время, то может произойти непоправимое, и мы уже не сможем преодолеть запоздалую горечь сожаления о том, что был случай, да не сумели воспользоваться.
(1) Кружила январская метелица, скрипели мёрзлые тополя в переулке, верховой ветер гремел железом, то и дело срывал снежную пыль с карнизов, нёс её вдоль побелённых заборов, над свежими сугробами, а оно, это единственное в ночи окно, светилось зелёным уютным пятном и, всегда одинаково яркое, тёплое, занавешенное, притягивало к себе, вызывало приятное ощущение неразгаданной тайны...