Сочинение по тексту:
С. Алексиевич взяла на себя ответственность за решение важной задачи — сохранить память о подвиге женщин, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны. Писательница встречалась с фронтовичками, записывала их истории, как бы пытаясь ответить на проблемные вопросы: «Должна ли женщина воевать?», «Почему в войну женщины показывали беспримерную храбрость и мужество?», «Что побудило женщин взять в руки оружие?»
С. Алексиевич пишет о том, что женщине пришлось стать солдатом и принести величайшую жертву на алтарь Победы. Наравне с мужчинами она исполняла на фронте самые тяжёлые обязанности, даже занимала командные должности. На фронт пошло свыше 800 тысяч женщин, многие добровольно. Автор прямо называет причину столь масштабной демобилизации женщин и их массового героизма: «...На весы истории было брошено: быть или не быть народу, стране?» Меня поразила надпись на поверженном рейхстаге, которую оставила одна из героинь книги С. Алексиевич: «Я пришла на фронт, чтобы убить войну». Таким образом, позиция С. Алексиевич очевидна: по природе своей женщина не может и не хочет убивать, но когда смертельная опасность грозит её стране, дому, детям, женщина становится солдатом. С этим трудно спорить.
В историю вошли подвиги женщин-авиаторов. В середине 1943 года была эскадрилья, которую поручили возглавить Марине Черневой и штурману Екатерине Рябовой. Созданое подразделение во фронтовых условиях подготовило и ввело в строй многих лётчиц и штурманов. Марина лично совершила 810, а Катя Рябова — 890 боевых вылетов. Им было присвоено звание Героя Советского Союза.
Совсем юной девочкой попала на фронт поэтесса Юлия Друнина. её фронтовой подругой была Зина Самсонова, которая погибла в бою под белорусским городом Орша в 1944 году. После гибели командира Зинаида взяла на себя командование боем и подняла бойцов в атаку, но вражеская пуля оборвала её жизнь... Памяти боевой подруги Друнина посвятила стихотворение «Зинка». В стихотворении показано мироощущение молодой девушки, воевавшей на фронте: тоска по дому, любовь и нежность к матери, надежда на возвращение к мирной жизни. Поэтесса оплакивает погибшую подругу и не видит в себе силы сообщить трагическую весть её матери. Зинаиде Самсоновой посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Да, женщина на войне — это жестоко и неправильно. Но в случае беды тысячи моих современниц не раздумывая встанут на защиту России и сегодня.
Текст С.Алексиевич:
(1)На самой страшной войне XX века женщине пришлось стать солдатом. (2)Она не только спасала, перевязывала раненых, а и стреляла из «снайперки», бомбила, подрывала мосты:, ходила в разведку, брала языка. (3)Женщина убивала. (4)Она убивала врага, обрушившегося с невиданной жестокостью на её землю, на её дом, на её детей. (5)«Не женская это доля—убивать», — скажет одна из героинь этой книги, вместив сюда весь ужас и всю жестокую необходимость случившегося. (6)Другая распишется на стенах поверженного рейхстага: «Я, Софья Кунцевич, пришла в Берлин, чтобы убить войну». (7)То была величайшая жертва, принесённая ими на алтарь Победы. (8)И бессмертный подвиг, всю глубину которого мы с годами мирной жизни постигаем.
...(9)Четыре мучительных года я иду обожжёнными километрами чужой боли и памяти. (10)Записаны сотни рассказов женщин-фронтовичек: медиков, связисток, сапёров, лётчиц, снайперов, стрелков, зенитчиц, политработников, кавалеристов, танкистов, десантниц, матросов, регулировщиц, шофёров, рядовых полевых банно-прачечных отрядов, поваров, пекарей, собраны свидетельства партизанок и подпольщиц. (11)«Едва ли найдётся хоть одна военная специальность, с которой не справились бы наши отважные женщины так же хорошо, как их братья, мужья, отцы», — писал маршал Советского Союза А.И. Еременко. (12)Были среди девушек и комсорги танкового батальона, и механики-водители тяжёлых танков, а в пехоте — командиры пулемётной роты, автоматчики, хотя в языке нашем у слов «танкист», «пехотинец», «автоматчик» нет женского рода, потому что эту работу ещё никогда не делала женщина.
(13)Только по мобилизации Ленинского комсомола в армию было направлено около 500 тысяч девушек, из них 200 тысяч комсомолок. (14)Семьдесят процентов всех девушек, посланных комсомолом, находились в действующей армии. (15)Всего за годы войны в различных родах войск на фронте служили свыше 800 тысяч женщин...
(16)Таковы цифры. (17)Их мы знаем. (18)А за ними судьбы, целые жизни, перевёрнутые, искорёженные войной: потеря близких, утраченное здоровье, женское одиночество, невыносимая память военных лет.
...(19)Никогда ещё на протяжении всей истории человечества столько женщин не участвовало в войне. (20)В прошлые времена были легендарные единицы, как кавалерист-девица Надежда Дурова, партизанка Василиса Кожина, в годы гражданской войны в рядах Красной Армии находились женщины, но в большинстве своём сёстры милосердия и врачи. (21)Великая Отечественная война явила миру пример массового участия советских женщин в боях.
(22)Пушкин, публикуя в «Современнике» отрывок из записок Надежды Дуровой, писал в предисловии: «Какие причины заставили молодую девушку, хорошей дворянской фамилии, оставить отеческий дом, отречься от своего пола, принять на себя труды и обязанности, которые пугают и мужчин, и явиться на поле сражений — и каких ещё? (23)Наполеоновских! (24)Что побудило её? (25)Тайные, семейные огорчения? (26)Воспалённое воображение? (27)Врождённая неукротимая склонность? (28)Любовь?..» (29)Речь шла только об одной невероятной судьбе, и догадок могло быть множество. (30)Совсем другое, когда в армии служило восемьсот тысяч женщин, а просилось на фронт их ещё больше.
(31)Их пустили на фронт, потому что на весы истории было брошено: быть или не быть народу, стране? (32)Так стоял вопрос.
(По С. Алексиевич)