Проблема знакомства с новыми местами во время путешествия. По И. А. Гончарову. Сочинение ЕГЭ-2024
Какие способы возможно применять при знакомстве с новыми местами во время путешествия? Существует ли единственно возможный способ узнавания незнакомых мест? Именно эти вопросы возникают при чтении текста И. А. Гончарова.
Раскрывая проблему знакомства с новыми местами во время путешествия, автор ведёт повествование от первого лица. Отправляясь в Лондон, рассказчик желает путешествовать «не официально». Он не собирается действовать по плану и «осматривать» улицы, музеи, здания, церкви, считая, что от такого путешествия «остаётся в голове хаос». Из этого следует, что путешествие может быть целенаправленным и запланированным, но для героя путешествие для специальной цели непривлекательно.
Большее наслаждение герой получает от изучения жизни народа. Он часами может наблюдать, как беседуют два англичанина, подмечая в их лицах «важность до комизма на лице», «выражение глубокого уважения к самому себе».
Этот пример говорит о том, что рассказчик предпочитает путешествие с «наслаждением и пользой», когда живёшь в незнакомой стране и наблюдаешь за живой жизнью.
Оба примера противопоставлены друг другу. Автор сравнивает, используя антитезу, запланированное путешествие с заранее обозначенной целью с поездкой, в которой путешественник стремится получить впечатления о живой жизни народа.
Авторская позиция заключается в следующем: знакомство с новыми местами может проходить по-разному. Кто-то заранее составляет план, намечает цели и порядок следования в изучении незнакомых место. А кто-то стремится окунуться в живую жизнь людей, не следуя плану.
Мне близка позиция автора. Действительно, можно заранее разработать маршрут путешествия и следовать ему, не отклоняясь от заданного курса, а можно изучать географию и достопримечательности чужих мест спонтанно, доверяя своим впечатлениям и интуиции.
Для доказательства приведу пример из сказочной повести Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Герой отправляется путешествовать по разным планетам, чтобы изучить Вселенную. Он оказывается на планете Земля, где знакомится с Лисом, приобретает в его лице друга и понимает, что должен вернуться на родную планету, где оставил Розу, ведь «мы в ответе за тех, кого приручили». Путешествие обогащает маленького принца новыми знаниями, изменяет его отношение к астероиду, который он должен защищать от ростков баобаба.
В заключение хочу подчеркнуть, что путешествия необходимы каждому человеку, так как они помогают приобретать новые знания, обогащают духовно, заставляют по-новому взглянуть на родные места.
Текст
(1)По приходе в Портсмут фрегат втянули в гавань, а людей перевели на старый корабль, стоящий в порту праздно и назначенный для временного помещения команд. (2)Там поселились и мы. (3)Я уехал в Лондон.
4)Мне хотелось путешествовать не официально, не приехать и «осматривать», а жить и смотреть на всё, не задавая себе утомительных уроков осматривать ежедневно по стольку-то улиц, музеев, зданий, церквей. (5)От такого путешествия остаётся в голове хаос улиц, памятников, да и то ненадолго.
(6)Вообще, большая ошибка – стараться собирать впечатления: соберёшь чего не надо, а что надо, то ускользнёт. (7)Если путешествуешь не для специальной цели, нужно, чтобы впечатления нежданно и незвано сами собрались в душу. (8)Оттого я довольно равнодушно пошёл вслед за другими в Британский музей. (9)Мы целое утро осматривали древности, этрусские, египетские и другие залы, потом змей, рыб, насекомых – почти всё то, что есть и в Петербурге, в Вене, в Мадриде. (10)Оттого меня тянуло всё на улицу: хотелось побродить не между мумиями, а среди живых людей.
(11)Я с неиспытанным наслаждением вглядывался во всё, заходил в магазины, заглядывал в дома, уходил в предместья, на рынки, смотрел на всю толпу и на каждого встречного отдельно. (12)Чем смотреть на сфинксов и обелиски, мне больше нравится простоять целый час на перекрёстке и смотреть, как встретятся два англичанина, осведомятся взаимно о здоровье и пожелают друг другу всякого благополучия; смотреть на их походку и эту важность до комизма на лице, выражение глубокого уважения к самому себе, некоторого презрения или по крайней мере холодности к другому, но благоговения к толпе, то есть обществу. (13)С любопытством смотрю, как столкнутся две кухарки с корзинами на плечах, как несётся нескончаемая двойная, тройная цепь экипажей, подобно реке, как из неё с неподражаемою ловкостью вывернется один экипаж и сольётся с другою нитью или как вся эта цепь мгновенно онемеет, лишь только полисмен с тротуара поднимет руку.
(14)В тавернах, в театрах – везде пристально смотрю, как и что делают, как веселятся, едят, пьют; слежу за мимикой, ловлю эти неуловимые звуки языка, которым волей-неволей должен объясняться с грехом пополам, благословляя судьбу, что когда-то учился ему. (15)Да, путешествовать с наслаждением и с пользой – значит пожить в стране и хоть немного слить свою жизнь с жизнью народа, который хочешь узнать: тут непременно проведёшь параллель, которая и есть искомый результат путешествия. (16)Это вглядывание, вдумывание в чужую жизнь, в жизнь целого народа или одного человека отдельно, даёт наблюдателю такой общечеловеческий и частный урок, какого ни в книгах, ни в каких школах не отыщешь. (17)Недаром ещё у древних необходимым условием усовершенствования воспитания считалось путешествие.
По И. А. Гончарову