Сочинение по тексту:
Свойственна ли людям абсолютная бездуховность? Над этим вопросом размышляет А. Добрович в предложенном для анализа тексте.
Раскрывая данную проблему, автор дает нам несколько «примет бездуховности». Главные из них - нарушение личных границ, выражающееся в навязывании советов, оценке мотивов поведения, бестактности. Некоторым людям даже не приходит в голову, что кому-то может быть больно от их бесцеремонности. Они меряют всех на свой аршин и не сомневаются, что такой-то ваш поступок продиктован, например, жаждой наживы, и ничем иным. По мнению Добровича Анатолия Борисовича, «абсолютная бездуховность» - большая редкость, наиболее часто мы сталкиваемся с людьми, «сорвавшимися» в это состояние.
Позиция автора выражена довольно ясно: бездуховность - это состояние одной и той же личности, один из её возможных обликов. Абсолютно бездуховные люди встречаются достаточно редко. Чаще мы сталкиваемся с проявлением бесцеремонности в поведении человека в какой-либо ситуации.
Я, конечно, согласна с мнением автора. Примеров отсутствия духовности мы видим множество как в жизни, так и в литературе.
Таковы родители девочки в повести А.Алексина «Раздел имущества». В целом - люди хорошие, но их поведение по отношению к бабушке, которая в буквальном смысле поставила их дочку на ноги, бездуховно и возмутительно.
В повести «Безумная Евдокия» того же автора мы видим, что Евдокия Савельевна живет ради своих учеников. Настоящий подвижник дела, человек большой души,- такой А.Алексин представляет нам учительницу. Но в какой-то момент ее поведение являет собой пример бездуховности: в присутствии мамы Оленьки Евдокия обзванивает морги в поисках потерявшейся девочки. Не стоило это делать при матери, у которой тяжелое заболевание сердца…
Таким образом, действительно, чаще мы сталкиваемся не с полностью бездуховными людьми, а с теми, кто проявляют это качество лишь в отдельных ситуациях.
Текст А. Добровича:
(1)Что такое духовность?.. (2)Может быть, для начала следует задать вопрос полегче? (3профессиональные размышления врача-психиатра время от времени приводят меня к вопросу о бездуховности. (4)3а этим, тоже, кстати, весьма смутным понятием стоит уже нечто поддающееся охвату мыслью. (5)В отличие от духовности - явления, по всей видимости, необъятного.(б)Выслушиваю историю пациентов, и странный диагноз приходит в голову: невроз от столкновения с бездуховностью! (7)Попробую развернуть приметы бездуховности.(8)Проявляется она прежде всего в отношениях между людьми.(9)В том, что человек не может или не хочет поставить себя на место другого. (10)Но здесь требуется оговорка: мы иногда путаем способность разобраться в другом со способностью понять его. (П)Разобраться – значит попросту установить, что, например, вашему знакомому тоскливо. (12)При этом у вас могут возникнуть разные предположения о причинах его тоски, и вы будете довольно бесстрастно перебирать в уме эти предположения.(13)Всё это ещё далеко от понимания, понять - это не только установить, что кому-то не очень хорошо, но и почувствовать это. (14)Понимание бывает в двух случаях. (15)Либо вы по натуре отзывчивый человек и вам представляется, что всё происходящее с окружающими происходит и с вами.(16)Либо вы человек каких угодно качеств, а всё дело в том, что ваш знакомый вам дорог, тогда он стал как будто частью вашего «я». (17)Это превращение другого в неотъемлемую часть вашего духовного мира психологи с начала XX века называют интроекцией.(18)Дружба и любовь в истинном понимании слова немыслимы без интроекции, иначе это только яркий суррогат этих чувств. (19)Нет интроекции - остаётся наполовину осознанный, наполовину интуитивный поиск «выгод», которые нам может дать дружба с тем или иным лицом.(20)Сам по себе этот поиск нормален и составляет некую сторону приспособительной деятельности человека. (21)Но если мы ищем только выгод, мы не вполне люди.(22)Бездуховность обнаруживает себя, когда люди не испытывают ни малейшего смущения, вторгаясь в ваши личные дела, объясняя вам мотивы ваших действий, порицая вас и давая советы. (23)Когда они фантастически бестактны. (24)Когда им не приходит в голову, что кому-то может быть больно от их бесцеремонности. (25)Они меряют всех на свой аршин и не сомневаются, что такой-то ваш поступок продиктован, например, жаждой наживы, и ничем иным. (26)Ну а если иным? (27)Тогда они вертят пальцем у виска и громко смеются.(28)Итак, ещё одна примета бездуховности - неспособность понимать какие бы то ни было мотивы, кроме самых элементарных.(29)Все эти проблемы обсуждает наша пресса. (ЗО)Но мне хотелось выделить более узкое понятие, с которым может работать психолог, врач.(31 )Абсолютно бездуховные люди - большая редкость. (32)Бездуховность, скорее, состояние, которое представляет собой одну из многих форм существования одной и той же личности, один из её возможных обликов.(ЗЗ)Есть люди, побуждаемые обстоятельствами войти именно в эту «роль».(34)Это своего рода срыв, и потом они возвращаются к своему обычному облику. (35)Но человек, которому пришлось столкнуться с «сорвавшимся»,уже не забудет, каким тот выглядел тогда. (36)Не забудет и, возможно, не простит.(37)Рецепта против бездуховности нет. (38)3ато мы можем понять её истоки, объяснить людям, с чем они имеют дело.
Добрович Анатолий Борисович