Детство... Это та пора, которая была в жизни каждого из нас. Что же оно из себя представляет? Нет, это не только беззаботное времяпрепровождение, это еще и ступень, ступая на которую, человек готовится к выходу во взрослую жизнь, развивая в себе всевозможные качества, получая определенный жизненный опыт. Детство - это период, когда маленький человек становится большим человеком - личностью.
Автор текста В. Песков, рассказывая о своем детстве, пишет: "Прокручивая, где, когда и чему научился, без колебания говорю: главная школа жизни приходится на эти годы".
Не могу не согласиться с мнением автора. Именно детство является определенной "проверкой" на готовность к взрослой жизни. Многие русские писатели и поэты посвящали свои произведения своему детству. Так, Максим Горький в своем автобиографическом произведении "Детство" рассказывает о юных годах А. Пешкова. У мальчика была нелегкая судьба: к тому моменту, как Алёша пошел в школу, его семья обеднела, и мальчику пришлось самому доставать пропитание и деньги, а вскоре он и вовсе пошел "в люди" по настаиванию деда. Но издевки судьбы на этом не закончились: его близкие умирали один за другим, а сверстники недолюбливали его. Но, что удивительно, это не сломило Алёшу, напротив, в мальчике зародились прекрасные качества, такие как сострадание и чуткость.
Размышляя о детстве, я вспоминаю произведение И.А. Гончарова "Обломов". Мать главного героя И. Обломова, когда тот был еще совсем мальчиком, была озабочена любовью к сыну, навязывала ему свое внимание, тем самым ограничивая его во многом. Я не могу осуждать ее за любовь к Илье, но именно из-за этой чрезмерной любви он вырос в апатичного, ленивого и ничем не интересующегося человека, потому что его интерес и любопытство были "затоптаны" любовью матери в самом детстве.
Текст В. М. Пескова:
(1)Суровые, требовательные годы совпали для нас, «военных мальчишек», с возрастными законами воспитания человека. (2)3а всё подростки брались сами. (З)Учились у взрослых и друг у друга, самолюбие подгоняло: Петька может, а я почему же? (4)Вспоминаю, что мы умели. (5)Мы —это пять одногодков и одноклассников с одной улицы. (6)Мы умели косить, подшить валенки, вставить в ведёрко дно, почистить дымоход в печке, умели наладить пилу, отбить косу, подправить крышу, сделать лестницу, грабли, сплести лукошко из хвороста, намесить глину для штукатурки, навьючить воз сена, смолоть зерно, почистить колодец... (7)И не скажу, что росли мы дичками. (8)Ходили в школу. (9)И много, поразительно много читали. (10)Книги, конечно, были случайные. (11)Но если говорить о КПД1 их работы, он был огромным. (12)Читали с жадностью! (13)3а хорошей книжкой всегда была очередь. (14)И было заведено: прочёл - расскажи! (15)Так мы менялись книжками и тем, что узнали из книжек. (16)И бывало ещё: читали вслух, по очереди. (17) Если бы в то время кто-нибудь нам сказал: через десять-пятнадцать лет можно будет дома сидеть у ящика с экраном и видеть, что происходит за тысячи километров, мы бы никогда не поверили (18) Что ещё прорастало из детства? (19)Думаю, наблюдательность, желание всё испробовать, всему научиться. (20)В те времена нельзя было ждать, что нужную, необходимую вещь кто-нибудь в дом принесёт и житейское дело кто-то исполнит. (21)Может странным кому-нибудь показаться, но я ничуть не сетую на судьбу, вспоминая эти четыре года. (22)Прокручивая сейчас назад ленту жизни, взвешивая, где, когда и чему научился, без колебания говорю: главная школа жизни приходится на эти годы. (23)Глубоко верю: уроки мужества, труд и трудности сейчас для подростков также необходимы. (24)Их надо сознательно культивировать (в семье, в лагере, в школе), подобно тому, как физкультурой мы восполняем отсутствие естественного физического труда. (25)В нужное время, в нужных дозах, с оправданной степенью риска обязательно надо учить человека тому, что жизнь от него непременно потребует.
(По В. Пескову*)
* Василий Михайлович Песков (род. в 1930 г.) —советский писатель, журна лист, путешественник и ведущий телевизионной программы «В мире животных» с 1975 по 1990 годы.