Сочинение по тексту:
Юлия Ляликова пишет о связи поколений. Важна ли для каждого из нас семейная память, и чем грозит ее потеря? Вот вопрос, который волнует автора.
Задуматься об этом Юлию заставил случай, когда ей на глаза попал выброшенный кем-то на помойку семейный альбом. "На некоторое время я в полном ступоре забыла, куда и зачем шла", - пишет рассказчица. И мы видим, какое жуткое впечатление произвели на нее ставшие никому не нужными фотографии, как горько ей оттого, что прожитые жизни людей оказались совершенно забытыми их близкими.
Я разделяю эту горечь автора.В самом деле, ничего нет больнее, чем представить, что твои дети забудут о тебе, когда вырастут, что выбросят вместе с твоими фотографиями и вещами и саму память о твоей жизни. Но разве может в таком случае чего-то по-настоящему стоить и их жизнь?
Мне вспоминается легенда о Манкурте из романа Ченгиза Айтматова "Буранный полустанок". Пленника превращали в послушного раба, проведя его через страшную пытку, когда железным обручем сжимали ему голову, чтобы начисто уничтожить память. Человек становился хуже животного: по легенде Манкурт убивает свою мать. Даже зверь вряд ли способен на это!
Другой пример не так страшен, но только на первый взгляд. В повести А.Солженицына "Матренин двор" сын тоже оказывается, по большому счету, виновен в смерти матери. Фаддей всего лишь использует Матрену, думая только о своих удобствах и стараясь взять от матери все, что можно. Он не ценит ее как родного человека, самого близкого, давшего жизнь и заботу. Человека, прожившего долгую и трудную, свою уникальную жизнь. Фаддей даже не приходит на похороны матери....
Мы видим, что потеря семейной памяти ведет к ужасным последствиям. Отсутствие благодарности к тем, кто тебя вырастил и воспитал, к поколениям старших, которые заложили фундамент и нашей жизни, грозит нам утратой человечности. Что может быть страшнее такой утраты?!
Текст Юлии Ляликовой:
Послание в неведомое Однажды осенью я шла дворами по каким-то своим надобностям, и дорога пролегала неподалеку от обычной мусорки. Стараясь «не вступить» и не вдохнуть специфических ароматов, я наткнулась взглядом на лежащий между мусорным контейнером и тропинкой старый альбом. Его страницы стояли веером, и ветер «листал» их, то приоткрывая, то захлопывая. Там были фотографии! Я остолбенела. Что это? Господи, что это? Кто выбросил? Дети, внуки умерших стариков? Ну не сами же хозяева. Может быть, это сделали новые хозяева квартиры, выбрасывая «хлам» прежних жильцов… В любом случае мне представилась самой вероятной версия, что хозяев нет в живых, а альбом выбросили все-таки не потомки, а чужие люди. Согласиться с тем, что так могут поступить «наследники», просто невозможно. На некоторое время я в полном ступоре забыла, куда и зачем шла. Не знаю, почему я не подняла этот альбом, – побоялась лезть в грязную лужу? Теперь жалею, что не сделала этого. А тогда, повернув обратно в сторону дома, не могла отделаться от воображаемой картины: альбомы, фотографии моей семьи валяются где-то у помойки, их разносит ветер, бросая в грязные лужи. А мимо идут люди, идут люди… Я начала лихорадочно думать, как сделать так, чтобы такого не случилось. И, грешница, подумала, что никто не даст гарантии от такой смерти памяти, собираемой и хранимой десятилетиями в каждой семье, о родных, близких, если не предпринять каких-то, пока не знаю каких, мер. Дело в том, что жизнь за последние пятнадцать-двадцать лет так изменилась – ее формы, так называемые артефакты, из физических перешли в виртуальные, не занимающие много места, не нарушающие современный стиль или еще что-либо. Многое просто стало «немодным» – кажется, именно это произошло со старыми семейными альбомами. Кто-то спрятал их подальше в шкафы. Но выбрасывать, мне кажется, еще рано, и эти предметы не заслужили такой судьбы. Можно выбросить старый шкаф, диван, стулья, но память? Ну да что попусту рассуждать; надо, пока не поздно, продумать свои собственные меры, чтобы ничто и никто не мог поглумиться над святынями (ни время, ни обстоятельства, ни люди)… Иногда кажется, что новая жизнь жестко и жестоко отрицает старую вместе с ее еще живыми носителями или вещественными знаками. Обижаются на молодежь старики, не находя себе места в новых, не всегда понятных реалиях жизни. Новодел вымещает или грубо растаптывает знаки старины. Новые города не предполагают комфортного существования стариков. А старики в деревнях – это одни горчайшие слезы. В новом ритме и стиле жизни кажется, что кроме стариков некому будет печалиться об утратах памяти. Молодым оглядываться и смотреть под ноги некогда. Когда я, по-советски комплексуя, видно, не выдавив еще из себя совка, размышляла о том, а стоит ли вообще писать, то есть оставлять память о моих предках, среди которых, как оказалось, нет ни одного генерала (слава тебе Господи!), ни одного депутата (и за это отдельное спасибо), во мне рос и рос какой-то еще не осознанный протест против признания «малозначимости» родных мне людей. Я ощущала какую-то неправду и несправедливость. Вот я даже и сейчас как будто перед кем-то не знаю в чем оправдываюсь. И вдруг что-то сложилось! Ничего себе – маленькие люди, винтики да болтики. По жизням моих родных прошлись колеса всех российских исторических событий, оставив в их судьбах неизгладимые, в основном трагические отметины. Нет уж, без таких, как мои родные, миллионов россиян никакое колесо истории не сделало бы и оборота и не было бы никакой страны, ни великой и ни могучей. А была бы территория, переходящая из рук одних правителей в руки других. И что бы без них, не упомянутых в хрониках, делали все вместе взятые цари, генералиссимусы и генеральные секретари? Вот представьте, был бы в семье какой-нибудь генерал или академик, да всё вокруг них бы и крутилось – вот они такие и сякие, смотрите, дети, как надо жить! Учитесь и гордитесь! А так, в отсутствие в нашем древе таких гигантов жизненного успеха, я могу уделить каждому, кого знала и любила, столько внимания, сколько позволит моя память, без оглядки на чины и звания. И ведь в каждой семье есть что сказать о своих близких. Я вдруг поняла, что они, наши предки, не только имеют право на память о них, а мы, как любящие их всех, обязаны сохранить хотя бы те крохи свидетельств об их жизни, что остались, и передать их своим детям.
По Юлии Ляликовой.